На экраны более чем 200 кинотеатров в 60 городах России вышла опера Россини «Севильский цирюльник» в постановке Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Это часть проекта «Театр в кино», задуманного телеканалом «Россия-Культура» и дистрибуторской компанией КИНО.АРТ.ПРО при поддержке Министерства культуры РФ и более чем десятка ведущих российских театров.
Бесспорно, МАМТ принадлежит к числу лидеров отечественного музыкально-театрального дела. «Севильский цирюльник» – одна из самых успешных его работ, на протяжении уже многих лет собирающая аншлаги. Остроумный сюжет Бомарше плюс головокружительно-прекрасная музыка «упоительного Россини» помножены здесь на мастерство и молодую энергию исполнителей, а главным режиссером оперной труппы Александром Тителем предложена оригинальная, но очень естественная трактовка классического шедевра. По собственному признанию Александра Борисовича, ориентиром для него стало творчество еще одного, соразмерного Россини итальянского гения, в чьей манере комедия также стала формой выражения самого глубокого жизненного содержания. Это Федерико Феллини, конкретно – один из самых автобиографичных его фильмов «Амаркорд».
Сцена заботами главного художника МАМТ Владимира Арефьева переносит нас не столько в испанскую Севилью (она была весьма условна уже у Бомарше), сколько в родной город Феллини Римини. А может, на родину Россини Пезаро, ведь между этими адриатическими итальянскими поселениями каких-нибудь тридцать километров. И жизнь здесь вряд ли так уж радикально поменялась за полтора столетия, пролегшие между Россини и Феллини. Да и за последующие полвека тоже: ну, ездят не на лошадках, а на велосипедах и мотороллерах (сегодня, наверное, еще и электросамокатах), но велика ли разница?
Проблемы у людей те же: влюбленным – соединиться, жаждущим денег – добыть их, интриганам – сплести сети… Даже снег здесь время от времени выпадает, что делает уютно-обшарпанный итальянский дворик похожим на российские патриархальные уголки. И дирижер тут может воспользоваться паузой, которую ему предоставляет пианист, заступающий на вахту в речитативах, чтобы по-домашнему, под фортепианную цитатку из Нино Роты (ведь «Амаркорд»!) быстренько подкрепиться лапшой.
А вот темперамент – конечно, сугубо южный, и это делает представление особенно увлекательным. Респект виртуозно исполняющим искрометные каватины, дуэты, септеты и прочие россиниевские музыкальные бриллианты певцам – Дарье Тереховой (Розина), Станиславу Ли (Фигаро), Роману Улыбину (Бартоло), Дмитрию Никанорову (Альмавива), Феликсу Кудрявцеву (Базилио), Наталье Владимирской (Берта)… Как, разумеется, и сверкающему сотней красок оркестру, и направляющему всю эту компанию дирижеру Тимуру Зангиеву, совсем не зря едящему свой хлеб, простите – лапшу.
И, конечно, тем, кто снял эту чудесную музыкальную притчу – режиссерам Константину Куцу и Марии Радзевиловой, оператору-постановщику Владимиру Брежневу. Кто организовал ее показ по всей стране – киносетям КАРО, «Формула Кино/ Синема Парк», «Москино». Фонду кино и ведущим внесетевым кинотеатрам – «Аврора» (Санкт-Петербург), «Победа» (Новосибирск), «Горизонт» (Ростов-на-Дону). Партнеру проекта TheatreHD, так много делающему для показа шедевров мирового театра отечественным кинозрителям.
Наконец, мой совет – следить за афишей «Театра в кино». С 3 февраля на его площадках начнут показывать «Безумный ангел Пиноккио» московского Электротеатра Станиславский, с 26-го – «Стиффелио» Верди из Новой оперы, с 27 марта –«Женитьбу Фигаро» из драматического Театра имени Пушкина. И это – далеко не вся программа…