Главная Культура 14:23 24 Января 2022 3884
Сыграть для вечности

Спустя столетие Сара Бернар оживает на сцене «Вишневого сада»

Любовь Лебедина
Ольга Широкова и Алексей Щукин в спектакле «Смех лангусты». Фото предоставлено МТЦ «Вишневый сад»

Театральный центр «Вишневый сад» отметил наступление 2022 года премьерой спектакля «Смех лангусты» с народной артисткой России Ольгой Широковой в роли уникальной личности и неподражаемой актрисы – Сары Бернар. Той «божественной Сары», что с труппой «Одеон» объехала весь мир, выступала и в России, была знакома с Иваном Тургеневым, Антоном Чеховым, Константином Станиславским…

Говорят, магия ее таланта оказывала на зрителей гипнотическое действие. Особенно – трагические персонажи, умирающие под занавес. Казалось, она тоже не боится смерти – по рассказам очевидцев, с 16 лет спала в гробу, находя это занимательным, как в посещение публичных казней. Удивительно – прима «Комеди Франсез» играла шекспировскую Джульетту в 70 лет, Гамлета (!) – в 55, а после ампутации части ноги выходила на сцену в протезе…

Теперь создать образ самой Сары Бернар выпало Ольге Широковой, которой, чтобы зрители ей поверили, необходимо было пропустить через себя весь жизненный путь легендарной коллеги.

Пьеса Джона Марелла «Смех лангусты» представляет нам калейдоскоп воспоминаний 77-летней Сары Бернар, когда остались в безвозвратном прошлом блистательно сыгранные роли, бесконечные овации в переполненных залах, влюбленные принцы, предлагающие руку и сердце. Казалось бы, смысл жизни утрачен и ничего хорошего не предвидится. Со взрослым сыном она давно утратила общий язык. Богатство не радует, благотворительность наскучила, и нет никакого спасения от сжимающего горло чувства одиночества. Разве только рукопись будущей книги примиряет с действительностью. Уж там-то она облегчит душу, сказав всю правду о себе.

Действие разворачивается на загородной вилле Сары. Яркое солнце выжигает землю, поодаль плещется голубое море, но хозяйка, несмотря на жару одетая будто на праздник, не собирается купаться. Ей надо продолжить исповедь, которую записывает секретарь Питу (Алексей Щукин). Дама нервничает, как перед выходом на сцену. Звеня дорогими браслетами, чуть прихрамывая и опираясь на трость, женщина пытается справиться с дрожью во всем теле, ищет спасения от палящих солнечных лучей под зонтиком – а его, как на грех, бестолковый секретарь забыл. Но это чепуха по сравнению с испытаниями, которым подвергнет разгневанная фурия беднягу Питу. Он должен подыгрывать Саре во время ее виртуальных диалогов с персонажами прошлого. С матерью – Юдифью Бернар. С греческим дипломатом, настоятельницей монастыря, писателями девятнадцатого и двадцатого веков и даже американским импресарио, держащим в зубах карандаш вместо курительной трубки. Секретарь лепечет что-то невразумительное, но ослушаться не может. Так ведь и пощечину можно схлопотать, как это произошло некогда в театре во время ссоры Сары Бернар со взбрыкнувшей актрисой. Искусство требует жертв – приходится импровизировать…

Зачем Саре Бернар понадобился столь необычный эксперимент над собой? Почему решила играть текст в отсутствии публики? Судя по всему, она захотела на излете жизни еще раз проверить себя, заново прожить судьбы своих героев в монологах и доказать, что талант не умирает.

Что для нее теперь значит гамлетовское «быть или не быть»? Сможет ли она, поднося к губам платок в алых пятнах, передать чувства умирающей от чахотки Маргариты Готье? Вопросы, вопросы… Они крутятся в голове, не давая покоя, вызывая бурю эмоций в ней самой – здесь и сейчас.

Память услужливо подсказывает, как она, будучи 11-летней девочкой, упрашивала мать оставить ее в монастыре. Как в ночи к ней неоднократно врывался тот самый продюсер, уверенный, что ему все позволено. Помнит она и одинокую фигуру на пустынном пляже – писателя Оскара Уайльда, давно простившего своих врагов и не думающего кого-то удивлять. Но у нее-то, пусть покинутой всеми, не пропало желание удивлять хотя бы саму себя.

Зрителя же удивляет то, как постановщик спектакля Александр Вилькин без всяких внешних эффектов соединил повествовательный, исповедальный стиль с игровыми этюдами, реально возникающими в воображаем путешествии Сары Бернар в прошлое. Как побеждает на сцене жизнь человеческого духа и мастерство двух исполнителей, владеющих искусством перевоплощения. Это удивление остается в сознании и после спектакля театра «Вишневый сад», как и сама творческая биография великой Сары Бернар, за год до смерти сыгравшей для вечности.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5108
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...