Театральный центр «Вишневый сад» отметил наступление 2022 года премьерой спектакля «Смех лангусты» с народной артисткой России Ольгой Широковой в роли уникальной личности и неподражаемой актрисы – Сары Бернар. Той «божественной Сары», что с труппой «Одеон» объехала весь мир, выступала и в России, была знакома с Иваном Тургеневым, Антоном Чеховым, Константином Станиславским…
Говорят, магия ее таланта оказывала на зрителей гипнотическое действие. Особенно – трагические персонажи, умирающие под занавес. Казалось, она тоже не боится смерти – по рассказам очевидцев, с 16 лет спала в гробу, находя это занимательным, как в посещение публичных казней. Удивительно – прима «Комеди Франсез» играла шекспировскую Джульетту в 70 лет, Гамлета (!) – в 55, а после ампутации части ноги выходила на сцену в протезе…
Теперь создать образ самой Сары Бернар выпало Ольге Широковой, которой, чтобы зрители ей поверили, необходимо было пропустить через себя весь жизненный путь легендарной коллеги.
Пьеса Джона Марелла «Смех лангусты» представляет нам калейдоскоп воспоминаний 77-летней Сары Бернар, когда остались в безвозвратном прошлом блистательно сыгранные роли, бесконечные овации в переполненных залах, влюбленные принцы, предлагающие руку и сердце. Казалось бы, смысл жизни утрачен и ничего хорошего не предвидится. Со взрослым сыном она давно утратила общий язык. Богатство не радует, благотворительность наскучила, и нет никакого спасения от сжимающего горло чувства одиночества. Разве только рукопись будущей книги примиряет с действительностью. Уж там-то она облегчит душу, сказав всю правду о себе.
Действие разворачивается на загородной вилле Сары. Яркое солнце выжигает землю, поодаль плещется голубое море, но хозяйка, несмотря на жару одетая будто на праздник, не собирается купаться. Ей надо продолжить исповедь, которую записывает секретарь Питу (Алексей Щукин). Дама нервничает, как перед выходом на сцену. Звеня дорогими браслетами, чуть прихрамывая и опираясь на трость, женщина пытается справиться с дрожью во всем теле, ищет спасения от палящих солнечных лучей под зонтиком – а его, как на грех, бестолковый секретарь забыл. Но это чепуха по сравнению с испытаниями, которым подвергнет разгневанная фурия беднягу Питу. Он должен подыгрывать Саре во время ее виртуальных диалогов с персонажами прошлого. С матерью – Юдифью Бернар. С греческим дипломатом, настоятельницей монастыря, писателями девятнадцатого и двадцатого веков и даже американским импресарио, держащим в зубах карандаш вместо курительной трубки. Секретарь лепечет что-то невразумительное, но ослушаться не может. Так ведь и пощечину можно схлопотать, как это произошло некогда в театре во время ссоры Сары Бернар со взбрыкнувшей актрисой. Искусство требует жертв – приходится импровизировать…
Зачем Саре Бернар понадобился столь необычный эксперимент над собой? Почему решила играть текст в отсутствии публики? Судя по всему, она захотела на излете жизни еще раз проверить себя, заново прожить судьбы своих героев в монологах и доказать, что талант не умирает.
Что для нее теперь значит гамлетовское «быть или не быть»? Сможет ли она, поднося к губам платок в алых пятнах, передать чувства умирающей от чахотки Маргариты Готье? Вопросы, вопросы… Они крутятся в голове, не давая покоя, вызывая бурю эмоций в ней самой – здесь и сейчас.
Память услужливо подсказывает, как она, будучи 11-летней девочкой, упрашивала мать оставить ее в монастыре. Как в ночи к ней неоднократно врывался тот самый продюсер, уверенный, что ему все позволено. Помнит она и одинокую фигуру на пустынном пляже – писателя Оскара Уайльда, давно простившего своих врагов и не думающего кого-то удивлять. Но у нее-то, пусть покинутой всеми, не пропало желание удивлять хотя бы саму себя.
Зрителя же удивляет то, как постановщик спектакля Александр Вилькин без всяких внешних эффектов соединил повествовательный, исповедальный стиль с игровыми этюдами, реально возникающими в воображаем путешествии Сары Бернар в прошлое. Как побеждает на сцене жизнь человеческого духа и мастерство двух исполнителей, владеющих искусством перевоплощения. Это удивление остается в сознании и после спектакля театра «Вишневый сад», как и сама творческая биография великой Сары Бернар, за год до смерти сыгравшей для вечности.