Вот вам сюжет: знакомая семья, никакого отношения к музыке не имеющая, внезапно увлекается... варганом (есть такой экзотический инструмент). А следом открывает предприятие TA MUSICA и магазин редких инструментов. А потом там образуется клуб любителей этнической музыки вообще и варгана в частности, появляются обширные знакомства в профессиональной среде.
Варганистов, как оказалось, полным-полно по всему миру — есть они в Норвегии, Швеции, Дании, Венгрии, США. Магазин, он же клуб, студия звукозаписи и место встреч, находится в центре Москвы, на Мясницкой. Найти легко, и дверь всегда открыта.
К ним заходят новички, чтобы научиться играть или просто поглазеть на диковины, и мэтры — провести мастер-класс. Захаживает человек из тех хозяев жизни, что ездят на представительских авто с водителем и мигалкой. Но основная аудитория — офисные сотрудники, служащие, душевно травмированные однообразной, строго регламентированной жизнью. А еще охранники, вынужденные сутками напролет сидеть у монитора. А еще неформальная молодежь «в поисках себя» — и профессиональные музыканты в поисках нового звука. Атмосфера непринужденная. Люди играют на своих любимых дудках, флейтах и варганах, не слишком мешая друг другу.
Сергей Буланов, программист по профессии, всю жизнь работал системным администратором, а с недавних пор неожиданно для себя занялся изготовлением флейт. «Это огромное удовольствие, — делится Сергей. — Я увидел впервые флейту североамериканских индейцев пимак и буквально влюбился. Ее, кстати, так и называют — флейта любви. И вот теперь научился их делать».
Между прочим, когда американцев накрыла Великая депрессия, они приспособились делать гитары из сигарных коробок, поскольку те были из испанского кедра. Для флейты же подходит любое дерево, но лучше всего клен или вишня. Полая трубка создается вручную — обе половины зачищаются и склеиваются. Шаг отверстий подбирается наощупь, как удобно лечь руке. Именно так делали древние мастера. И цена за такую штучную работу у мастера вполне демократическая — от 5 до 20 тысяч рублей.
Духовые инструменты есть в каждой культуре. Русский рожок и белорусская жалейка, перуанская флейта кена, армянский дудук, башкирский курай, диджериду аборигенов Австралии... «Все этнические инструменты имеют общую черту: на них легко научиться играть», — рассказывает Ольга Прасс. Сама Ольга — фанат варгана. Даже имеет медаль Республики Саха за популяризацию их национального инструмента. Хотя варган национальности не имеет. Так вышло, что одновременно он появился в разных странах. И кто бы мог подумать, что изогнутый металлический стержень дает такой редкий, глубокий, космический звук?
«Варганы имеют множество разновидностей, иногда у них есть и собственные имена: «Зов небес», «Стрела шамана», «Мальтийский крест», — объясняет организатор проекта TA MUSICA Ирина Богатырева. — Автор самого дорогого инструмента коллекции — Револий Гаврилович Чемчоев, знаменитый мастер из Якутии, где традиция создания народных инструментов не прерывалась. Варган его работы побывал в космосе, играл на нем космонавт Олег Кононенко».
Поставщиков у магазина становится все больше, а с ними расширяются и ассортимент, и культурные связи. География поставок — Якутия, Сибирь, Поволжье, Украина, Венгрия, Швеция, Китай, Германия, Америка, Англия, Индонезия, Африка. Как правило, присылают почтой, иногда с оказией.
Плоская дощечка с металлическими пластинами — это калимба, африканское пианино. Сансула — ее модернизированный вариант с резонатором. Китайский коу сян — карманный синтезатор. Тибетские «Поющие чаши» — сплав нескольких металлов, дающих чистый, богатый звук. «Посох дождя» — с виду обычный стебель бамбука, на самом деле в древесину с внешней стороны вставляются сотни тонких деревянных колышков. Наружная часть спиливается подчистую, а внутри остаются перегородки. По ним перекатываются крупа, песок, срезанные шляпки гвоздей. Получается шум дождя. Инструмент часто используют для имитации нужного звукового фона при озвучке фильмов или спектаклей.
Диджериду — та же полая деревянная флейта, только в человеческий рост. Правильный инструмент сделан из эвкалипта, сердцевину которого выедают термиты, остается отшлифовать поверхность — и готово. Те, кто играет на нем, выглядят настоящими шаманами. Звучание первобытное — шум прибоя, звуки ночных джунглей, крики птиц или шорох змеи. Что угодно можно услышать, было бы настроение...
Вот где кроется разгадка интереса к этнической музыке! Люди, изучая древние инструменты, вспоминают и о своей причастности к первозданной природе, ощущают себя частью мироздания.
В основе происхождения африканских барабанов дарбука — не только ритмы, но еще и тактильные ощущения. Окарина — глиняный сосуд, в котором поет ветер. Он есть и в Китае, и в Поволжье, и даже в Италии, где его название переводится как «уточка». Баек о происхождении инструментов множество. Считается, что варган придумал охотник, наблюдая за медведем. Тот дергал щепу поваленного молний дерева. Вибрирующий звук и натолкнул на создание похожего, но уже рукотворного инструмента. Варган сегодня в тренде!
Поклонников этнической музыки все больше: в группе «ВКонтакте» более 6 тысяч участников. В анонсах концертов или мастер-классов одни заголовки чего стоят! «Песнь жаворонка среди зимы». Как вы думаете, о чем это? О кавале. Есть такой инструмент — мадьярская разновидность флейты. И теперь ее голос вплетается в нескончаемую московскую симфонию.