Именно такое впечатление создается, судя по сообщениям из Вашингтона, где конфликтующие стороны в очередной раз пытаются нащупать взаимоприемлемые договоренности. Помогают им в качестве "поводырей" президент Клинтон и госсекретарь Мадлен Олбрайт.
Израильтяне, как всегда, излучают дежурный оптимизм, но удивительно то, что признаки прогресса появились с палестинской стороны. Министр информации Ясир Абд Раббо, представляющий палестинского лидера Арафата, прокомментировал ситуацию так: "Мы можем уже в скором времени достичь соглашения о будущем Восточного Иерусалима". Как известно, именно его статус был камнем преткновения на прежних переговорах. Ему вторит израильский дипломат номер 1 Шломо Бен-Ами: "Переговоры проходят удивительно плодотворно. Наши беседы с палестинцами вышли на новый уровень". Ну если более 340 убитых за последние три месяца помогут склонить общественное мнение с обеих сторон к компромиссу, который фактически уже был достигнут на предыдущих переговорах в Кемп-Дэвиде, наглядно показав, что разумной альтернативы ему нет, то обильная кровь, прежде всего палестинцев, пролилась не зря.
Суть вырисовывающихся общих контуров соглашения такова. Израильские войска уходят с 98 процентов оккупированных палестинских территорий, на которых образуется Палестинское государство. Его столицей становится Восточный Иерусалим, за исключением еврейских кварталов-поселений. Находящаяся на его территории Храмовая гора микрохирургически делится на кусок с мечетями Куббат ас-Сахра и Аль-Акса под палестинским контролем и кусок со Стеной плача - под израильским. Предполагается также отдать палестинцам часть территории Израиля в границах 1967 года, чтобы территориально компенсировать сохранение под израильским суверенитетом некоторых районов на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа с компактным размещением еврейских поселений. Часть поселений будет ликвидирована. Что касается миллионов палестинских беженцев, то переговоры об их частичном возвращении к своим очагам и материальной компенсации уже будут вестись с независимым Палестинским государством. В принципе все это приемлемо для обеих сторон, если не считать массу деталей, в которых и "зарыта собака".
Президент Клинтон настаивает, чтобы соглашение было подписано к 10 января. Лавровый венок миротворца придется ему напоследок весьма кстати. Правда, скептики из окружения Джорджа Буша опасаются, что, организовав подписание общего рамочного палестино-израильского соглашения, Билл Клинтон перебросит его, как горячую картошку, в руки новой республиканской администрации, которой предстоит мучительная его детализация и конкретизация и не менее мучительное претворение в жизнь.
Для израильского премьера Эхуда Барака мирное соглашение стало бы спасательным кругом, с помощью которого он смог бы доплыть до нового премьерства, победив на февральских выборах своего соперника из стана израильских правых Ариэля Шарона.
Ставка Арафата на позитивный результат идущих переговоров - убедить арабо-мусульманский мир, что он добился максимум того, что было возможно, и не хочет, чтобы дальше проливалась кровь палестинской молодежи. Тем самым ему удалось бы заткнуть рот своим непримиримым критикам из числа левых и мусульманских экстремистов. Ну, и естественно, ему, человеку в возрасте, не хотелось бы откладывать до бесконечности тот долгожданный момент, когда он займет кресло президента независимого Палестинского государства.