Главная Культура Афиша 00:15 23 Августа 2019 1382
Былое и деньги

«Сучья война» - яркий пример того, как не надо снимать кино о прошлом

Сергей Беднов
Фото: © Marina Slobotchik, globallookpress.com

«Труд» продолжает рассказ о грядущих телевизионных премьерах. Но начнем его с сериала «Сучья война», показ которого только что завершился на «Первом», то есть еще до начала нового сезона. Почему с него? Потому что дает повод затронуть одну любопытную тему.

Вообще-то подвох можно было заподозрить изначально. Неспроста же ведущий канал страны поставил этот проект в эфир в конце августа, когда народ в преддверии учебного года упоенно догуливает отпуска! На нехорошие мысли наводил и тот факт, что сделан он был пять лет назад, прошел на украинском «Интере», а потом делся неизвестно куда. Студия-то в выходных данных значится российская, несмотря на обилие в списке актеров из Незалежной. Что же наше родное ТВ так долго тянуло? Конечно, можно было допустить некий политический момент. Совместные с украинскими товарищами съемки велись еще до Майдана, а сам сериал повествует о сталинских временах. Так мало ли какие аспекты, затронутые в нем, после событий 2014-го стали звучать неподобающе историческому моменту? И все же больше оснований было предположить, что не лучшее время показа и предшествующая ему многолетняя пауза элементарно объясняются низким качеством продукта. Так оно и оказалось.

Тем не менее «Сучью войну» зрители принялись смотреть с энтузиазмом. Во-первых, потому что вынесенное в заголовок сериала понятие имеет определенные корни. Так в криминальном мире довоенного СССР называлось жестокое противостояние «воров в законе», живущих по понятиям, и «ссучившихся» преступников, вставших на путь сотрудничества с новой властью. А на все, что связано с уголовщиной, со всякого рода местами лишения свободы, наша телевизионная аудитория по привычке летит, как ночные мотыльки на керосиновую лампу. И во-вторых, мы в принципе любим ретрофильмы с их колоритными атрибутами, костюмами, прическами, экзотическими коллизиями.

Так вот, «Сучья война» — яркий пример того, как не надо снимать кино о прошлом. В сериале нет обещанной войны, а есть какие-то жалкие ее ошметки, служащие фоном для основной сюжетной линии — любовного треугольника между двумя друзьями и девушкой. Такие же ошметки представляют собой темы разоренного колхоза, откуда бежали эти персонажи, зловещего ГПУ, лагерей. Перечислять ляпы бессмысленно — места не хватит. Так же, как и штампы, позаимствованные из других проектов о сталинской эпохе. При этом каждый кадр вопит о мизерном бюджете, не позволяющем дотянуть киношку до хоть сколько-то удобоваримой достоверности.

Снимать фильмы о былом за три копейки очень сложно. Такое подвластно только большим художникам. Даже для такого беспомощного зрелища, как «Сучья война», нужны соответствующая одежда, интерьеры, транспорт и проч. Все стоит денег. И чем более масштабный и амбициозный проект, тем больших. Поэтому наличие в эфире телеканалов исторических сериалов не в последнюю очередь свидетельствует об их благополучии.

В последнее время ходят слухи: у крупнейших вещателей финансовый кризис. Специалисты говорят, что доходы от рекламы за последний год снизились на 20%. Виной тому — общая стагнация экономики. Киностудии жалуются, что даже после выхода их продукции в эфир каналы не спешат расплачиваться. Так что же, переходим на дешевые мелодрамы и детективы из современной жизни? Забываем минувшие дни? Отнюдь.

Одна из самых многообещающих премьер — сериал «Зулейха открывает глаза», который выйдет на «России 1». Он снят по бестселлеру Гузель Яхиной. И показана в нем та же эпоха, что и в «Сучьей войне». И реалии те же: раскулачивание, ссылка в Сибирь. При желании авторы экранизации «Зулейхи», конечно, могли бы сделать из нее то же, что сделали в «Войне». Ведь, при всей яркости и достоверности фактуры, произведение Яхиной — женский роман. То есть главное в нем — любовь. Вокруг нее и можно было небрежно закрутить все остальное, учитывая мелодраматическую ориентацию канала. Но кое-что внушает надежду. Снял фильм Егор Анашкин, на счету которого «Деньги» с Федором Лавровым. А в главной роли — Чулпан Хаматова, одно участие которой уже гарантирует качественный уровень.

И еще одна новинка «России» — «Обитель». И снова сталинская эпоха, Соловецкий лагерь. В центре сюжета — роман между заключенным и чекисткой. Но и здесь в списке создателей есть имена, позволяющие верить в удачу. Литературная основа — роман Захара Прилепина, режиссер — Александр Велединский («Географ глобус пропил»), продюсер — Валерий Тодоровский. В ролях — Сергей Безруков, Евгений Ткачук, Александра Ребенок, Виктор Раков, Владимир Стеклов...

Ну и, наконец, третий сезон «Екатерины». Здесь уже понятно, чего ждать. Роскошные декорации и костюмы, стремление к исторической достоверности (по крайней мере, к той, согласие с которой выразило Минкультуры), хороший актерский ансамбль с Мариной Александровой во главе. Время действия — середина 1770-х, а значит — Турецкая кампания, княжна Тараканова, Пугачев. События на все вкусы.

Что существенно — «Екатерина» также выйдет на «России». И дело здесь не только в том, что федеральный канал всегда отличался склонность к теме прошлого страны. Но и в том, что, обладая 100-процентным бюджетным финансированием, он может себе эту слабость позволить.

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3970
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3493
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?