Былое и деньги

«Сучья война» - яркий пример того, как не надо снимать кино о прошлом

«Труд» продолжает рассказ о грядущих телевизионных премьерах. Но начнем его с сериала «Сучья война», показ которого только что завершился на «Первом», то есть еще до начала нового сезона. Почему с него? Потому что дает повод затронуть одну любопытную тему.

Вообще-то подвох можно было заподозрить изначально. Неспроста же ведущий канал страны поставил этот проект в эфир в конце августа, когда народ в преддверии учебного года упоенно догуливает отпуска! На нехорошие мысли наводил и тот факт, что сделан он был пять лет назад, прошел на украинском «Интере», а потом делся неизвестно куда. Студия-то в выходных данных значится российская, несмотря на обилие в списке актеров из Незалежной. Что же наше родное ТВ так долго тянуло? Конечно, можно было допустить некий политический момент. Совместные с украинскими товарищами съемки велись еще до Майдана, а сам сериал повествует о сталинских временах. Так мало ли какие аспекты, затронутые в нем, после событий 2014-го стали звучать неподобающе историческому моменту? И все же больше оснований было предположить, что не лучшее время показа и предшествующая ему многолетняя пауза элементарно объясняются низким качеством продукта. Так оно и оказалось.

Тем не менее «Сучью войну» зрители принялись смотреть с энтузиазмом. Во-первых, потому что вынесенное в заголовок сериала понятие имеет определенные корни. Так в криминальном мире довоенного СССР называлось жестокое противостояние «воров в законе», живущих по понятиям, и «ссучившихся» преступников, вставших на путь сотрудничества с новой властью. А на все, что связано с уголовщиной, со всякого рода местами лишения свободы, наша телевизионная аудитория по привычке летит, как ночные мотыльки на керосиновую лампу. И во-вторых, мы в принципе любим ретрофильмы с их колоритными атрибутами, костюмами, прическами, экзотическими коллизиями.

Так вот, «Сучья война» — яркий пример того, как не надо снимать кино о прошлом. В сериале нет обещанной войны, а есть какие-то жалкие ее ошметки, служащие фоном для основной сюжетной линии — любовного треугольника между двумя друзьями и девушкой. Такие же ошметки представляют собой темы разоренного колхоза, откуда бежали эти персонажи, зловещего ГПУ, лагерей. Перечислять ляпы бессмысленно — места не хватит. Так же, как и штампы, позаимствованные из других проектов о сталинской эпохе. При этом каждый кадр вопит о мизерном бюджете, не позволяющем дотянуть киношку до хоть сколько-то удобоваримой достоверности.

Снимать фильмы о былом за три копейки очень сложно. Такое подвластно только большим художникам. Даже для такого беспомощного зрелища, как «Сучья война», нужны соответствующая одежда, интерьеры, транспорт и проч. Все стоит денег. И чем более масштабный и амбициозный проект, тем больших. Поэтому наличие в эфире телеканалов исторических сериалов не в последнюю очередь свидетельствует об их благополучии.

В последнее время ходят слухи: у крупнейших вещателей финансовый кризис. Специалисты говорят, что доходы от рекламы за последний год снизились на 20%. Виной тому — общая стагнация экономики. Киностудии жалуются, что даже после выхода их продукции в эфир каналы не спешат расплачиваться. Так что же, переходим на дешевые мелодрамы и детективы из современной жизни? Забываем минувшие дни? Отнюдь.

Одна из самых многообещающих премьер — сериал «Зулейха открывает глаза», который выйдет на «России 1». Он снят по бестселлеру Гузель Яхиной. И показана в нем та же эпоха, что и в «Сучьей войне». И реалии те же: раскулачивание, ссылка в Сибирь. При желании авторы экранизации «Зулейхи», конечно, могли бы сделать из нее то же, что сделали в «Войне». Ведь, при всей яркости и достоверности фактуры, произведение Яхиной — женский роман. То есть главное в нем — любовь. Вокруг нее и можно было небрежно закрутить все остальное, учитывая мелодраматическую ориентацию канала. Но кое-что внушает надежду. Снял фильм Егор Анашкин, на счету которого «Деньги» с Федором Лавровым. А в главной роли — Чулпан Хаматова, одно участие которой уже гарантирует качественный уровень.

И еще одна новинка «России» — «Обитель». И снова сталинская эпоха, Соловецкий лагерь. В центре сюжета — роман между заключенным и чекисткой. Но и здесь в списке создателей есть имена, позволяющие верить в удачу. Литературная основа — роман Захара Прилепина, режиссер — Александр Велединский («Географ глобус пропил»), продюсер — Валерий Тодоровский. В ролях — Сергей Безруков, Евгений Ткачук, Александра Ребенок, Виктор Раков, Владимир Стеклов...

Ну и, наконец, третий сезон «Екатерины». Здесь уже понятно, чего ждать. Роскошные декорации и костюмы, стремление к исторической достоверности (по крайней мере, к той, согласие с которой выразило Минкультуры), хороший актерский ансамбль с Мариной Александровой во главе. Время действия — середина 1770-х, а значит — Турецкая кампания, княжна Тараканова, Пугачев. События на все вкусы.

Что существенно — «Екатерина» также выйдет на «России». И дело здесь не только в том, что федеральный канал всегда отличался склонность к теме прошлого страны. Но и в том, что, обладая 100-процентным бюджетным финансированием, он может себе эту слабость позволить.