Правда, закона о введении в армии дисциплинарного ареста пока нет. Его рассмотрение отложено на осеннюю сессию Госдумы. Хотя, судя по всему, Минобороны и Комитет по обороне нижней палаты парламента уже обо всем давно договорились и заминок с принятием такого законопроекта не будет. Тем более что эту идею поддерживают в армии практически все - от высшего руководства до офицеров ротного звена. Отменили в армии "губу" Указом президента от 30 июня 2002 года - надо было привести наши воинские уставы в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека, которая не допускает без решения суда задерживать человека более чем на 48 часов. И у командиров практически не осталось никаких мер воздействия на злостных нарушителей воинской дисциплины. Выговором и даже строгим выговором в наши дни никого не испугаешь. По данным Главной военной прокуратуры, в частях с тех пор значительно выросло количество самовольных отлучек, пьянок, нарушений правил несения службы. И почти сразу возросло количество случаев рукоприкладства со стороны офицеров ротного и батальонного звена. Кулак остался единственным аргументом, чтобы остановить казарменного хама.
- Отмена "губы", - говорил мне подполковник Сергей Гудалин, более двадцати лет прослуживший во внутренних войсках, - стала сокрушительным ударом по дисциплине. Это наказание было мерой крайней, но необходимой. Просто так, по прихоти командира, туда практически никто не попадал. И боец знал: мало того, что условия там, мягко говоря, не самые комфортные, так еще и время нахождения под арестом в срок службы не засчитывалось. А для солдата каждый лишний день в казарме - что вечность. Так что сама угроза попасть на 15 суток на нары была весьма эффективной профилактической мерой.
Обновленная "губа" обещает быть куда более комфортной. По крайней мере в Генштабе заложили в свои планы нормы, полностью соответствующие стандартам Евросоюза. Армейские остряки уже шутят, что посидеть в ней недельку-другую будет гораздо приятнее, чем провести это время в иной казарме, где горячая вода бывает раз в неделю, а то и реже. А в новой гауптвахте уже заранее предусмотрен умывальник с горячей водой. А также туалет и как минимум одно большое окно с решеткой. И среда обитания сидельцев увеличена с прежних двух квадратных метров на человека до четырех - это минимум, предусмотренный для обустройства обычных казарм в соответствии с Уставом внутренней службы. Плюс постельное белье и кровати вместо нар. Одна такая гауптвахта уже появилась в подмосковном гарнизоне Алабино. Недавно там прошли сборы с начальниками службы всех родов войск, округов и флотов. Говорят, все остались довольны.
Будущий закон "О дисциплинарном аресте" предусматривает содержание по решению суда на "губе" до 30 суток. Надо заметить, весьма гуманно по сравнению с некоторыми другими армиями. В США, например, тоже предусмотрены 30 суток, а вот во Франции - до 60. Так что не самые плохие времена ждут в армии нарушителей со следующего года, когда начнет реализовываться рассчитанная на срок до 2010 года программа по строительству гауптвахт.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Генерал армии Петр ДЕЙНЕКИН, бывший командующий ВВС России:
- У высшего военного командования нашей страны в свое время бытовало мнение: где начинается авиация, там кончается порядок. На самом деле именно в частях и соединениях ВВС прочная дисциплина поддерживалась не за счет строгости наказаний, а благодаря хорошо поставленной воспитательной работе, постоянной заботе о людях. Я прослужил в Вооруженных силах более 40 лет и могу со всей ответственностью заявить, что в полку, где командир знает свое дело, думает о подчиненных, гауптвахта вообще не нужна. Конечно, если у Министерства обороны появились лишние деньги, можно их потратить и на строительство этих учреждений по европейским стандартам. Но, наверное, прежде необходимо решить более важные проблемы Вооруженных сил? Кстати, за всю свою долгую службу я не только сам ни разу не сидел на гауптвахте, но и не отправил туда ни одного подчиненного.
Полковник Игорь МОРОЗОВ, депутат Государственной Думы РФ:
- Прежде чем строить "благоустроенные" гауптвахты, необходимо, наконец, разобраться с проблемой жилья для военнослужащих. На сегодняшний день в Вооруженных силах не хватает 165 тысяч квартир. И не очень-то рачительно тратить средства на гауптвахты, когда семьи действующих офицеров и прапорщиков, ветеранов армии и флота ютятся по съемным комнатам, в коммуналках. Когда я учился в военном училище, гауптвахта у нас находилась при караульном помещении. Самому сидеть на ней не приходилось, но охранял несколько раз. Ничего лишнего там не было, и комфортным это помещение вряд ли могло считаться, но оно предназначалось для злостных нарушителей дисциплины и свою роль исполняло исправно.