Последний опрос, проведенный Фондом общественного мнения (ФОМ), оставляет надежду на успех пяти хорошо известным партиям. Лидирует пропрезидентская "Единая Россия" с 24 процентами голосов, за ней вслед устремилась потихоньку отстающая Коммунистическая партия (КПРФ), которую поддерживают 20 процентов избирателей. Немного набирает вес ЛДПР Владимира Жириновского (8 процентов), на уровне 5-процентного барьера балансируют "Яблоко" Григория Явлинского и "Союз правых сил" Бориса Немцова - Ирины Хакамады. Следующая за лидирующей пятеркой на большом отдалении "Народная партия" во главе с Геннадием Райковым пока пользуется симпатиями лишь 1 процента россиян. Остальные из той полусотни партий, которые успели зарегистрироваться в Минюсте и имеют право баллотироваться, широкое общественное мнение еще не разглядело.
Интерес Кремля в нынешней думской кампании, которую многие рассматривают как генеральную репетицию к выборам президента, достаточно очевиден. "Единая Россия" должна опередить КПРФ, чтобы у лидеров коммунистов не осталось, возможно, посещающих их иллюзий по поводу способности бросить вызов Владимиру Путину в марте следующего года. Кроме того, для успешного продолжения реформ требуется пропрезидентское большинство в будущей Думе, формируемое как за счет депутатов, прошедших по партийным спискам, так и одномандатников.
На сегодняшний день задача представляется вполне реализуемой. Популярность Путина превышает 70 процентов, и его команда найдет возможность конвертировать хотя бы часть этой популярности в голоса, поданные за "Единую Россию". Административные, медийные, финансовые, интеллектуальные возможности тоже налицо. Но все ли так однозначно, как кажется?
На мой взгляд, успех этой стратегии в определяющей степени будет зависеть от одного обстоятельства: от количества партий, которое президентская администрация (точнее, различные ее крылья) поддержат на выборах. До сих пор неясно, будет ли "Единая Россия" единственной "партией нынешней власти" или ставка будет сделана также на какую-то другую партию (или партии), которая намекает на свою близость к высшим сферам. Я имею в виду упомянутую "Народную партию", "Партию жизни" спикера Совета Федерации Сергея Миронова, "Партию возрождения России" спикера Думы Геннадия Селезнева и даже возрождаемый из небытия Сергеем Глазьевым и Дмитрием Рогозиным Конгресс русских общин, имеющий очевидной целью совершить набег на коммунистический электорат.
Если планомерно будет продвигаться только "Единая Россия" - успех ей обеспечен. Если кто-то еще параллельно ей, у коммунистов появится шанс обойти ее в выборах по партийным спискам (по одномандатным округам потеснить пропутинские силы им не удастся в любом случае). Так что перспективы компартии зависят не только от нее.
Но интрига вокруг КПРФ еще и в другом. Нынешние выборы станут первой думской кампанией, в которой коммунисты оказываются мишенью N 1 для Кремля. Все мы помним, что на предыдущих выборах в этой роли выступал альянс Евгения Примакова и Юрия Лужкова, которым пришлось испытать на себе всю мощь федеральной пропагандистской машины. Никто пока не знает, как поведет себя рейтинг КПРФ, когда ее начнут бить. У нас ведь порой любят обиженных.
Либерал-демократы Жириновского особо не интригуют. Их лидер обычно набирает голоса, как только начинается предвыборное шоу. Мало сомнений, что ЛДПР в Думу попадет.
Это не столь очевидно для Союза правых сил и особенно для "Яблока", которое обычно по итогам выборов получает меньше голосов, чем имеет на старте кампании. Их общая проблема носит арифметический характер. Электоральная ниша обеих партий составляет порядка 12 процентов. И избиратели должны очень поровну разложиться, чтобы обе прошли в Думу. Ставки на правом фланге велики: проигравший рискует навсегда покинуть арену большой политики (аксиома развития молодых демократий - сокращение количества партий в стране на каждых последующих выборах). А победитель - подобрать избирателей отставшей партии на обозримую историческую перспективу. Пройдут ли в Думу обе или кто-то выпадает - сейчас предсказать не берусь.
Что же касается перспектив какой-либо другой партии преодолеть 5-процентный барьер, то я бы оценил их как минимальные или даже нулевые. За единственным исключением - "дублера" партии власти, если он действительно появится и Путин его поддержит. Однако полученные им голоса окажутся голосами, отнятыми у "Единой России", что если и изменит общий расклад сил в будущей Думе, то в худшую для президентской команды сторону.
По сравнению с 1999 годом ситуация представляется куда более предсказуемой.
Однако Россия тем и знаменита, что в ней может случиться все.