Мало того, что за минувшие годы на эту территорию обрушивались одна беда за другой - от азиатского финансового кризиса 1997 года и спекулятивных атак на гонконгский доллар до эпидемий сначала "куриного гриппа", а недавно - атипичной пневмонии. Настоящим шоком как для местных, так и для центральных властей стала демонстрация политического характера, прошедшая в центре Гонконга в день шестой годовщины воссоединения с Китаем (1 июля) и собравшая полмиллиона человек (для территории с 6,8 миллионами жителей - цифра внушительная).
Ее участники протестовали против намерения сянганской администрации провести через местное законодательное собрание закон о безопасности, предусматривающий суровые наказания за подрывную деятельность и посягающий, по мнению демонстрантов, на демократические права и свободы граждан Гонконга. Самым популярным лозунгом этой многолюдной акции стало требование к главе администрации САРС Дун Цзяньхуа уйти в отставку.
Утверждают, что после просмотра телерепортажей с демонстрации, на которую вместо заявленных 30 тысяч человек пришли полмиллиона, гонконгский губернатор провел бессонную ночь, а в ходе состоявшегося на следующий день экстренного заседания кабинета было решено отложить обсуждение спорного законопроекта. Политический кризис, столь нетипичный для "зацикленного" на бизнесе Сянгана, уже привел к уходу в отставку двух ключевых фигур администрации - секретаря по вопросам безопасности Регины Ип и секретаря по финансовым вопросам Энтони Леанга. Стоит ли говорить о том, что политические потрясения уж никак не идут на пользу экономическому развитию.
По оценкам наблюдателей, истоки недовольства граждан Гонконга своим правительством кроются отнюдь не в категорическом неприятии закона о безопасности, гораздо более либерального в сравнении с "драконовскими порядками" эпохи британского колониального господства. Ни в чем не виновата и концепция "одна страна - две системы", допускающая самую широкую автономию вне сфер обороны и внешней политики. Корни, указывают многие авторитетные эксперты, следует искать в кризисе управления, наиболее ярко проявившемся в период эпидемии атипичного вируса, свирепствовавшего в Сянгане этой весной. К тому же обратной стороной экономического преуспевания территории с ультралиберальным хозяйственно-инвестиционным климатом стала слаборазвитая система социального обеспечения и провальная политика в сфере занятости - индекс безработицы возрос до беспрецедентно высокого уровня - 8,3 процента. Таким образом, пресловутый закон стал скорее поводом, нежели причиной массового протеста сянганцев против политики администрации.
Развитие ситуации в Гонконге, призванном, по замыслу Пекина, стать образцом воссоединения Китая по формуле "одна страна - две системы", не на шутку обеспокоило обитателей Чжуннаньхая (резиденция высшего партийно-государственного руководства КНР). О том, как скорее и с наименьшими потерями выйти из постигшей Гонконг полосы политических и экономических неурядиц, обсуждалось в китайской столице, куда Дун Цзяньхуа наведался (а по сути - был "вызван на ковер"). По сообщениям агентства Синьхуа, председатель КНР Ху Цзиньтао, премьер Госсовета (правительства) КНР Вэнь Цзябао и другие китайские руководители выразили твердую поддержку главе сянганской администрации и призвали его приложить все силы для поддержания стабильности в гонконгском обществе как главного условия решения всех проблем, включая экономическое развитие. Что касается закона о безопасности, то, как убеждены в Пекине, его принятие отвечает интересам самого же Сянгана - с той лишь оговоркой, что этому должно предшествовать достижение прочного консенсуса в обществе на основе широких консультаций.