Известный режиссер и продюсер, бывший член Российского оскаровского комитета Алексей Учитель в кулуарах завершившегося Петербургского экономического форума заявил, что Россия должна выдвинуть в 2023 году свой фильм на «Оскар», невзирая на отказ от такого шага в прошлом году.
«Надо сотрудничать, надо, чтобы Российский оскаровский комитет выдвигал картину на эту премию. Потому что это не только политика, это искусство. Те люди, которые занимаются кино, не должны страдать от этого. Наоборот, это помогает понимать друг друга и налаживать отношения», — сказал Алексей Учитель.
И напомнил, что решение не выдвигать картину на «Оскар» было принято президиумом Киноакадемии РФ без участия и согласия членов Российского оскаровского комитета. Ряд из них, в том числе, и сам Алексей Учитель, в знак протеста покинули комитет. Но будут готовы в него вернуться, если удастся вновь запустить процедуру выдвижения российской картины на премию Американской киноакадемии в престижной номинации «Лучший зарубежный фильм».
Против этой идеи уже выступил генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров, напомнив, что «война идет, и с нами воют Соединенные Штаты Америки — это там, где проходит «Оскар». Но мне ближе позиция питерского режиссера, который, как мне кажется, хорошо понимает, что участие, а тем более, победы российских фильмов в зарубежных фестивалях и премиях — это продвижение нашего кино, нашей культуры, наших ценностей, нашего языка.
Российским фильмам сегодня и так во многом затруднен доступ к международным фестивалям и зарубежным экранам. Зачем же нам самим добровольно отгораживаться от всего мира (на премию «Оскар» в «зарубежной» номинации присылают свои фильмы порядка 90 стран, в том числе находящийся под американскими санкциями Иран), уходить в культурную самоизоляцию? Не будет ли это пресловутым выстрелом себе в ногу?
Особенно в ситуации, когда нам есть что показать миру. Вот уже на протяжения ряда лет Россия производит более 200 фильмов в год. Далеко не все из них шедевры, но выбирать есть из чего. Мысленно вспомнил заметные фильмы последнего времени, которые было бы не стыдно показать хоть в Европе, хоть в Америке.
К примеру, это «Праведник» Сергея Урсуляка — документальная в своей основе, библейская по сути и эмоциональная по изложению история спасения евреев русским офицером Николаем Киселевым в годы Великой Отечественной войны. Это и «Не хороните меня без Ивана» Любови Борисовой — живописная и умная якутская притча о таланте видеть красоту родной земли и населяющих ее людей. Это и «Здоровый человек» Петра Тодоровского — кино о душевных муках совестливого человека, который ценой собственного комфорта хочет сделать окружающую его жизнь хотя бы чуточку лучше. Это и недавний «Снегирь» Бориса Хлебникова, сочетающий достоинства тонкой психологической драмы и зрелищность фильма-катастрофы.
Наконец, это «За нас с вами» ветерана нашего кино Андрея Смирнова и «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова — разные и по-своему яркие картины о сталинском терроре. Правда, лента Смирнова вышла, минуя кинопрокат, только на интернет-платформах, а снятый в 2021 году «Капитан Волконогов», имея прокатное удостоверение, по неизвестным причинам до широкого экрана так и не добрался. А оскаровский регламент предполагает хотя бы недолгий прокат фильма в период с сентября прошлого года по сентябрь года нынешнего.
Но у нас есть впереди как минимум два месяца. Этого времени достаточно, чтобы оскаровский комитет во главе с Павлом Чухраем, собравшись в полном составе, принял решение о выдвижении той или иной картины на премию Американской киноакадемии. И, в случае надобности, поспособствовал ее оперативному прокату.
Я не член оскаровского комитета, но мы все — режиссеры, продюсеры, актеры, критики, так или иначе вовлеченные в киноиндустрию, любим российское кино и болеем за него. И лично мне кажется, что у яркого по форме и яростного по содержанию «Капитана Волконогова», объехавшего фестивали многих стран мира — от Армении, Израиля, Индии до Италии, Англии, США, получившего дюжину престижных наград, есть шанс попасть в этом году в пятерку оскаровских номинантов, а то и завоевать престижный приз. Было бы обидно этот шанс упустить...