В театре «Школа современной пьесы» состоялась премьера спектакля «Ангелы вышли покурить». Его режиссер, худрук коллектива Иосиф Райхельгауз избрал для воплощения на сцене очень сложную и трудную тему, над которой человечество бьется веками: есть Бог или нет. При этом название пьесы, заказанной театром молодому драматургу Олегу Маслову, намекает на не совсем привычную для сегодняшних дней материалистично-ироничную интонацию в подходе к столь серьезной проблеме.
Тем не менее автор настаивает, что все люди сходятся в одном – желании счастья. Но какого? Это тоже большой вопрос, поскольку единого рецепта не существует. Тем более в быстро меняющемся мире, когда жизнь мчится подобно скорому поезду. Вот и работяга Павел в исполнении Ивана Мамонова живет по своему расписанию. В чужой карман не заглядывает, своего из виду не упускает – как вдруг в канун пятидесятилетнего юбилея судьба делает крутой поворот: жить ему осталось всего ничего.
Двухчасовой спектакль Иосифа Райхельгауза в камерном пространстве Зимнего сада театра начинается с бунта Павла в семейной лодке, давшей течь. Мужик готов крушить все, что под руку попадается, поминутно прикладываясь к рюмке и угрожая кулаком небу с летающими ангелами, которые «вышли покурить». Смешно? Ничуть. Да и как можно смеяться над человеком, узнавшем про себя самое страшное, что может быть. Куда бежать, у кого просить помощи? Молиться? Но он не верит в Бога и в православный храм в двух шагах от дома не ходит.
Другое дело жена Павла, тихая, сердобольная Нина в исполнении Ирины Линдт, только что вернувшаяся со службы. Она пытается успокоить мужа, но узнав, что у него обнаружили рак легких, кричит, не помня себя: «Нет, не может этого быть, врачи ошиблись», крепко обнимая Павла и качая на руках, словно малого ребенка.
А дальше происходит самое невероятное. Металлоискатель Павла, подаренный было соседке по случаю путешествия в вечность, касаясь пола, начинает сигналить. Заинтригованный столь неожиданным открытием, хозяин дома, забыв о болезни, решительно бросается на штурм волшебного тайника и обнаруживает в глубоком подполье сверток, перетянутый истлевшей веревкой. Что это? Увы, вместо слитков драгоценного металла Павел находит икону Николая Чудотворца ХVII века. Он разочарован, в отличие от игуменьи монастыря Херувимы (актриса Татьяна Циренина), падающей на колени перед образом святого, посылающего знак свыше.
Начиная с этого момента жизнь Павла кардинально меняется, его дом превращается в молельню для набежавших паломников. Сюда также приезжает митрополит Агафангел, которого играет Александр Галибин, чтобы убедиться в явлении чудотворной иконы и заодно провернуть сделку с хозяином дома. Чудо чудом, а интересы патриархии тоже надо блюсти. Поскольку свято место пусто не бывает – количество страждущих увеличится, что принесет дополнительный доход церковной казне. Одним словом, харизматичный Агафангел, в благих намерениях которого никто не сомневается, вынужден заботиться о духовности своей паствы, а то, что при этом страдают Павел с женой, так это дело десятое. В крайнем случае за неимением лучшего могут в одной из келий женского монастыря поселиться. Спрашивается, так на чей стороне правда, неужели чудо тоже требует жертв? Ситуация тупиковая. Конфликт между Павлом, не думающим сдаваться, и митрополитом, надеющимся все уладить миром, достигает своего апогея. Павел вырывает из ямы наспех установленный в ней богобоязненной паствой крест и тащит его на себе, принимая на себя образ мученика, вызывающего сострадание.
Александр Галибин в роли митрополита
На защиту Павла и его жены встает игуменья монастыря Херувима, разоблачая неблаговидное прошлое митрополита, когда тот торговал машинами и домами. Как ни странно, Агафангел не думает оправдываться. Да, ничто человеческое ему не чуждо, но Бог должен простить его, глубоко раскаивающегося в содеянном. Но это всего лишь слова, слова, слова, а на самом деле его душа потемки. Не зря на вопрос атеиста Павла: «Почему вы думаете одно, а говорите другое?» Агафангел отвечает: «Мы говорим своей пастве то, что она хочет слышать».
Есть в этом спектакле на первый взгляд малозначительный персонаж – послушница Ангелина в исполнении Екатерины Лисицыной. Хрупкая чистая девушка, решившая стать монашкой, неожиданно для себя понимает, что вспыхнувшая любовь к женатому Павлу значит для нее больше, чем служение Богу. Что и говорить – крамольная мысль, но именно встреча с Ангелиной переворачивает внутренний мир пятидесятилетнего атеиста, являясь тем чудом, которого он так долго ждал. Поднимая Ангелину на пьедестал из стульев, Павел видит в ней ангела-хранителя – и осеняет себя крестным знаменьем. Его душа наполняется светом, он чувствует себя свободным от всего, что раньше волновало: дом, наследство, смертельная болезнь, оказавшаяся ошибкой врачей. Пространство спектакля расширяется, наполняется духовным песнопением мужского ансамбля «Скиф», придавая режиссерскому замыслу стройность, которая в сомневающейся душе и вправду может пробудить надежду на то, что Он все-таки есть.