Познакомилась я с Олегом Аккуратовым на его творческом вечере, который проходил в Армавирской музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей. В течение полутора часов звучали сложнейшие классические произведения, джазовые импровизации и собственные сочинения молодого музыканта. Все это время меня не покидало ощущение прикосновения к чему-то удивительному и до конца непостижимому. Ведь эти виртуозные произведения музыкант освоил на слух и на ощупь, не имея возможности видеть ни нот, ни клавиатуры.
После концерта мы разговорились с директором школы Александрой Кирилловной Куценко. От нее я узнала об удивительной и нелегкой судьбе мальчика.
Родился Олег в Ейске. В тот момент его маме было всего 15 лет. Так получилось, что почти сразу после рождения малыша его воспитание полностью легло на плечи бабушки и дедушки. Через некоторое время им стало понятно, что их голубоглазый внук слеп. Многочисленные походы по врачам ничего не дали. Врачи на операцию не решились.
Смирились бабушка с дедушкой со слепотой внука. А он спустя три года ошеломил своих родственников еще одной своей особенностью: подойдя к фортепиано, которое стояло у них в доме, слепой ребенок одним пальцем проиграл "Во поле береза стояла", а затем и другие известные мелодии, которые он слышал по радио или с проигрывателя. Олегу удавалось воспроизвести даже шум заезженной пластинки.
Бабушка кинулась показывать своего внука учителям из местных музыкальных школ, но те не знали, что делать с уникальным мальчуганом. Кто-то посоветовал обратиться в Армавирскую музыкальную школу для слепых и слабовидящих детей.
- Увидев Олега, я была поражена его удивительными способностями, - вспоминает Александра Кирилловна. - У мальчика абсолютный слух, исключительное чувство ритма и отличная музыкальная память. Он мгновенно запоминал услышанное произведение и тут же воспроизводил его. С подобным феноменом мне никогда прежде не доводилось встречаться. Я попросила Олега и его бабушку немного задержаться и тем временем обзвонила полгорода, собрала коллег-музыкантов и устроила коллективное прослушивание. Помню, один из наших корифеев мне сказал тогда, что такой ребенок рождается один раз в сто лет.
Кадры, снятые во время этого прослушивания, были показаны на творческом вечере Олега: белокурый малыш четырех лет, стоя, с трудом дотягиваясь до клавиш, играет Чайковского.
Уже через полтора года мальчик становится лауреатом Международного конкурса среди незрячих имени Луи Брайля, который проходил в Московской консерватории. Эта высокая оценка окрылила всех, кто принимал участие в судьбе Олега. Но за ней последовали тяжелые будни. Олег переехал в интернат для слабовидящих детей, под одной крышей с которым находится и музыкальная школа. Но вписаться в обычный режим интерната неординарному ребенку было почти невозможно. Он капризничал, бастовал, не хотел сидеть на школьных уроках.
"Да он ненормальный, - слышалось то и дело от некоторых воспитателей интерната. - Его лечить надо, а не учить!"
- Трудно было с Олегом поначалу, - рассказывает Александра Кирилловна. - Это сегодня мы понимаем, почему он так себя вел. Музыка уже тогда звучала в нем, а высказать он это никак не мог, так как нот еще не знал и, возможно, сам еще не понимал, как можно выразить то, что происходит у него в голове. Уже тогда у него была огромная потребность слушать музыку, а вместо этого его вели на урок и учили читать и писать - этим и были вызваны капризы.
Когда Олегу было 10 лет, учителя стали замечать, что он играет какую-то никому не знакомую музыку, и поняли, что это он ее автор. Тогда ее стали записывать на магнитофон, а затем переносить на ноты.
Несмотря на свою неординарность, во многом Олег похож на своих сверстников. Так же ждет каникул и рвется домой, считает дни, когда за ним приедут родные. Так же, как и другие дети, любит пошутить и посмеяться, а однажды даже подрался. Повзрослев, Олег стал интересным собеседником, любит поэзию, благодаря феноменальной памяти знает много стихов и очень любит их читать.
В 13 лет Олег стал лауреатом международной премии "Филантроп" в области художественного творчества инвалидов. Около двух тысяч настоящих талантов из 20 стран участвовали в этом конкурсе. В области музыки первую премию вручили Олегу Аккуратову.
Незадолго до этого конкурса Олег в составе Всемирного сводного хора ЮНЕСКО выступал в резиденции Папы Римского. Потом были победа на пятом Всероссийском конкурсе юных пианистов в Липецке, Гран-при на двух краевых конкурсах пианистов - учащихся музыкальных школ, победа на двух краевых конкурсах юных композиторов "Орфей". Последнюю награду - Гран-при - Олег получил совсем недавно на Всероссийском конкурсе-фестивале "Рояль в джазе".
Сегодня Олег успешно занимается и в общеобразовательной школе, и, конечно, в музыкальной.
- Все чаще ловлю себя на том, что ком подступает к горлу, когда я смотрю на Олега, - призналась Александра Кирилловна. - Грустно оттого, что скоро придется нам расстаться. Ведь ему надо учиться дальше. Мы ставим перед собой цель - поступление в Московскую консерваторию. Но будет ли это возможно с его слепотой? Этот вопрос беспокоит и коллектив нашей школы, и родственников Олега, и его самого. Ему нужен сопровождающий человек, которому надо платить зарплату. Где взять денег? Мы очень надеемся на государственную поддержку, ведь талант такого масштаба должен стать достоянием и гордостью всей страны.
"ТРУД" ПОМОЖЕТ
Мы рассказали об одаренном юном пианисте из Армавира народному артисту СССР, профессору Московской консерватории Николаю ПЕТРОВУ.
- Мальчику, конечно, надо помочь, - сказал Николай Арнольдович. - Если он приедет в Москву и захочет получить у меня консультацию, я обязательно его послушаю. Но не уверен, что в Московской консерватории нынче существуют условия для обучения незрячих студентов. Помню, правда, одного такого пианиста - Леонида Зюзина, он потерял зрение в раннем детстве. Тем не менее окончил консерваторию по классу Самуила Евгеньевича Фейнберга в 1943 году. Довольно успешно концертировал в 40 - 50-х годах. Но то была совсем другая эпоха...
Однако, как удалось узнать корреспонденту "Труда", и в наше время консерваторию изредка оканчивают слабовидящие люди. Например, Алексей Панов, воспитанник профессора Юрия Слесарева, получивший на выпуске оценку пять с плюсом... Но чаще такие молодые люди поступают в Специализированный институт искусств для людей с ограниченными физическими возможностями. Очевидно, Олегу Аккуратову стоит попытать в нем счастья на приемных экзаменах. Только надо поторопиться: прием уже в начале июля.
А в начале октября при информационной поддержке "Труда" в Московском международном доме музыки пройдет фестиваль детей, подобных Олегу. По его итогам недавно созданный благотворительный Фонд поддержки и творческой реабилитации инвалидов "Феникс" выделит 5 стипендий для самых одаренных.