Покровская тюрьма для осужденных, больных туберкулезом, - единственная такая в России: тюрьма и спецбольница. В свою очередь и "клиенты" здесь серьезные: попасть на тюремный режим можно только за тяжкие преступления. Вернуться на свободу хотят все, любыми путями, в том числе и путем побега. В серьезности намерений заключенных можно не сомневаться - 7 июня 2004 года в покровской тюрьме была пресечена подготовка к побегу.
...Такие планы у осужденного Л. зрели давно. Суд отмерил ему 23 года лишения свободы за убийство и разбой с отбыванием первых трех лет на тюремном режиме. Пребывание в тюрьме заканчивалось в конце июня 2004-го, дальше следовал перевод в колонию и еще 20 лет срока, поэтому Л. был готов предпринять самые решительные действия, чтобы вырваться на свободу. В мае в камерах установили настенные полки для хранения продуктов и личных вещей. Они закрывали часть стены, по размеру и расположению как раз подходившую под лаз. Вот и задумал опасный преступник сделать на этом месте пролом и попасть в соседнее помещение больницы - флюорографический кабинет, из которого можно было выбраться к внешней линии заграждения. Но это была бы только половина успеха, ведь впереди еще колючая проволока и автоматчик на вышке. На что Л. рассчитывал, сказать затруднительно. Может, был у него и другой вариант, в этом оперативникам еще предстоит разобраться.
Три сокамерника Л. отказались бежать - сроки у них были поменьше. Но помогать согласились. События разворачивались быстро. 6 июня заговорщики, сняв полку, железным шпателем стали расчищать швы кирпичной стены. Младший инспектор внутреннего поста услышал подозрительные звуки лишь к вечеру, когда по корпусам прекратилось движение. Он подошел к камере, но через глазок было видно, что трое осужденных стоят и мирно беседуют. На самом деле они искусно закрывали то место, где четвертый работал над лазом. К утру слой кирпичей был разобран и вновь положен на прежнее место, а полка закрыла будущий лаз.
7 июня о подозрительном скрежете в 19-й камере младший инспектор доложил дежурному, тот начальнику учреждения. Была дана команда усилить контроль за этой камерой и сделать внеплановый обыск. Осужденных вывели в другое помещение, и, когда полку сняли со стены, все открылось. Осужденные еще пытались отнекиваться, но и так все было ясно - это приготовление к побегу, а не тайник для запрещенных вещей, как следовало из объяснений зэков. Все отделались 15 сутками ШИЗО. Сам факт подготовки к побегу уголовно ненаказуем. Но в личном деле каждого из сокамерников появилась пометка "склонный к побегу", а это значит, что до конца срока за ними установят повышенный контроль...