Большинство россиян убеждены, что домашние животные делают их счастливее. Более того, по данным опроса ВЦИОМа, примерно 80% респондентов считают, что общение с питомцами полезно не только для эмоционального здоровья, но и для физического. Регулярные прогулки с четвероногим держат организм в тонусе и не дают расслабляться. Однако не все животные годятся для проживания в городских квартирах. На многих проще посмотреть, например, в цирке, на этом и успокоиться.
Известный дрессировщик обезьян, народный артист России Азиз Аскарян, больше 20 лет проработавший в Цирке Никулина на Цветном бульваре со своим шоу, когда был школьником, «воспитывал» собак, обезьян и даже львов. Животные жили вместе с ним в обычной двухкомнатной квартире. Молва о тбилисском мальчике дошла даже до столицы.
Позже Азиз поступил в цирковое училище и уже тогда задумал создать шоу обезьян, а в труппу он попал с легкой руки Юрия Владимировича Никулина. «Молодой человек, вам я помогать буду... Я люблю фанатов. Такие цирку нужны!» — сказал Юрий Никулин. И цирк в буквальном смысле стал родным домом для молодого артиста — почти семь лет он и его семья жили в гримерке, только потом переехали в собственную квартиру. Дрессировщик смеется, что жить в гримерке было очень даже удобно, потому что не приходилось на работу ездить.
Зная о своих подопечных практически все, знаменитый дрессировщик не советует их держать в квартире. Большинство обезьян по своей природе замкнутые, они вряд ли смогут стать хорошими компаньонами.
«Временами шимпанзе даже жестковаты, поэтому с ними лучше общаться на расстоянии, — рассказывает Азиз Михайлович. — Редко кто из дрессировщиков рискует выводить на арену нескольких животных одновременно. Они непредсказуемы и могут устроить между собой разборки. Меня во время выступления всегда страховали ассистенты».
По мнению Аскаряна, обезьян вообще лучше держать в строгости. «Если начинаешь признаваться им в любви, они тут же садятся на шею. Однако и дрессировать с помощью палки бесполезно. Я не наказывал своих артистов, в редких случаях шлепал, как расшалившихся детей. Иногда достаточно было просто голос повысить», — вспоминает дрессировщик.
Азиз Аскарян считает, что как все большие артисты шимпанзе капризные, зато и самые талантливые. За много лет работы с ними Аскарян несколько раз намеревался «разбавить» труппу другими животными, но это оказалось невозможно. «Обезьяны очень ревнивы, — объясняет Азиз Михайлович. — К тому же страшные неженки — заболевают моментально, подхватывают любые вирусы, а потом долго болеют».
Любопытно, что обезьяны простужаются, как люди, у них случаются инфаркты и инсульты. Например, известный шимпанзе Микки, прославившийся тем, что в 1996 году во время праздничного шествия по случаю Дня города слегка отклонился от курса и, миновав кордоны охраны, забрался на колени к Борису Ельцину (бывшему тогда президентом). Так и просидел с ним в обнимку до конца парада. Позже выяснилось, что у Микки была сердечная недостаточность, он умер от инфаркта в возрасте 10 лет, по человеческим меркам совсем молодой — не больше 20 лет. Еще одна звезда — Мартин как-то на репетиции одного из мероприятий засветил артисту Леониду Ярмольнику в глаз, когда тот пытался солировать во время танца. Так вот Мартин болел сахарным диабетом, ему приходилось делать уколы и постоянно контролировать уровень сахара в крови. Кстати, повышенное внимание к собственной персоне вызывало у шимпанзе нескрываемое удовольствие.
К своему удивлению узнаю, что обезьяны налегают не только на бананы. Они с удовольствием уплетают молочные каши, особенно геркулесовую и манную, любят курятину, овощи и любые фрукты, мармелад. На арене любимое лакомство — «Ментос». Стресс снимают, как люди, — бокалом красного вина, а для сугрева во время дальних гастролей подходит кагор.
Среди подопечных Азиза Аскаряна было много талантливых танцоров. Они не хуже профессиональных артистов из Ансамбля танца Игоря Моисеева исполняли «Кукарачу», искрометный канкан, грузинскую лезгинку, цыганочку и даже брейк-данс. «А под чужую дудку трудно научить обезьян плясать?» — интересуюсь у дрессировщика напоследок. «Невозможного ничего нет, главное — терпение», — заявил он.