Мерзость запустения царит всюду. Аэропорт банкротится, его, очевидно, уже вычеркнули из списка стратегических объектов. Недавнее заявление Генерального прокурора о том, что на 12 российских аэродромах будут запрещены полеты, лишь подтвердило то, что уже было очевидно. Но как эти грустные новости стыкуются с речью Сергея Иванова на расширенной коллегии Минтранса? Ведь первый вице-премьер как раз говорил о "транспортном неравенстве", из-за которого 28 тысяч городов и сел оторваны от остального мира. Да что деревни - зачастую жители областных центров могут попасть друг к другу только через Москву. Орловцам, например, чтобы слетать в Сочи, нужно сначала преодолеть в северном направлении до Москвы 400 верст. Даже Брянский аэропорт, которому несколько лет назад присвоили статус международного, тоже не может отправить своих земляков ни за границу, ни в российские города. Недавно рискнули открыть авиатакси Брянск - Москва, но билет на него в 10 раз дороже, чем на поезд, потому этот транспорт будет обслуживать лишь очень богатых. Остальные по-прежнему добираются на перекладных.
- В прошедшее десятилетие фактически перестала существовать система общедоступного авиационного сообщения между российскими городами, - признал министр транспорта Игорь Левитин.
В советские времена из Брянска самолеты делали рейсы в 30 городов страны, здесь базировалась мощная сельскохозяйственная авиация, обслуживались 15 вертолетов Ми-2. Все это было востребовано и отвечало роли авиационной державы. Бывший командир Брянского авиапредприятия Василий Ющенко вспоминает, как боролись за живучесть. Построили в новом аэропорту взлетную полосу, на которую могут садиться 200-тонные машины. Открыли несколько рейсов за границу.
- Мы пытались сохранить дорогостоящий комплекс, даже когда работали впроголодь, - рассказывает Ющенко. - Вспоминали начало войны, когда летчики оказались вдруг в отпусках, самолеты были разобраны, а аэродромы не готовы. Неужели, гадали, история повторяется? Потом я понял, что никому наш авиационный комплекс не нужен, хотя и получил статус международного. Он до сих пор является федеральной собственностью, но государство совершенно о нем не заботилось. Росли долги, началась процедура банкротства. Я видел, что дело, которому отдал много лет, рушится на глазах. Вал покатился по всей стране: один за другим провинциальные аэропорты закрывались. Правительство решило создать семь так называемых хабов и поддержать два десятка аэропортов. Но что это такое для огромной страны? Ничто. Хаб - крупный аэропорт, к которому, если брать европейскую практику, должны быть привязаны десятки небольших. Они подвозят пассажиров. Что, простите, это за хаб, если в Москве их три, а вокруг - пустыня?!
На всем пространстве от Москвы до Киева остался один едва живой аэропорт - Брянский. На соседнем военном аэродроме в Сеще, где базируются "Русланы", уже почти не услышишь рев двигателей - машины простаивают. Зато столица превратилась в гигантский перевалочный пункт. Правительство не дает денег ни на их охрану, ни на переоснащение провинциальных аэропортов. В западных странах небольшие аэродромы отдают в аренду за символические деньги - лишь бы их содержали.
Остается добавить, что Сергей Иванов обещал, что финансирование перспективных транспортных программ правительство рассмотрит при обсуждении бюджета на ближайшие три года. Проект бюджета уже подготовлен. Обещанного три года ждут?
А В ЭТО ВРЕМЯ
В Ростовском аэропорту всего лишь одна взлетно-посадочная полоса. Она ежесуточно обслуживает около двадцати авиарейсов. Десять из них связывают столицу Дона с Москвой. Остальные направления - по России и странам СНГ. Прямые рейсы связывают Ростов-на-Дону со Стамбулом, Римом, Тель-Авивом...
С прошлого года начата реконструкция взлетно-посадочной полосы, которая ведется на федеральные средства. Стоимость проекта - 750 миллионов рублей. Несмотря на то, что реконструкция еще не окончена, уже сейчас Ростовский аэропорт способен принимать не только Ту-134, Як-40, Ту-154, но и тяжелые "Аэрбасы" и "Боинги".
Ведется и реконструкция аэровокзала. Внедрена система автоматической регистрации пассажиров, идет монтаж новых лифтов и эскалаторов.
Людмила КАРАМЫШЕВА, соб. корр. "Труда"
РОСТОВ-на-ДОНУ
Самолеты в аэропорту Петрозаводска больше не взлетают и не приземляются. Дело в том, что сначала Прионежский районный суд своим постановлением приостановил деятельность аэропорта, а потом его решение подтвердил и Верховный суд Карелии. Причина в том, что аэропорт не имеет обязательных по закону сертификатов и лицензий на деятельность по предоставлению услуг по обслуживанию воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах, по авиационной безопасности и гидрометеорологическому обеспечению.
Суд признал доводы транспортной прокуратуры обоснованными и приостановил деятельность ЗАО "Аэропорт Петрозаводск" до получения необходимых документов. Как заявило руководство предприятия, все нужные бумаги, которые требуются для возобновления функционирования аэропорта, сейчас готовятся.
Светлана ЦЫГАНКОВА, соб. корр. "Труда"
ПЕТРОЗАВОДСК