Положение тех, кто думает, что одержал верх в региональных конфликтах, отнюдь не лучше тех, кого считают проигравшими. Страдание сотен тысяч беженцев, экономический крах, нищета, закрытые границы, всепроникающая коррупция, общее ожесточение, безысходность... Доклад Центра европейских политических исследований (ЦЕПИ) о ситуации на Кавказе резюмирует: действительность трагична и абсурдна.
На национальных и региональных уровнях предпринято немало попыток вырваться из этого круга. Одним из шагов по установлению конструктивного диалога между всеми заинтересованными сторонами стал прошедший на днях в Стамбуле семинар "В поисках стабильности на Кавказе". Его организовал Турецкий фонд социально-экономических исследований под эгидой турецкого министерства иностранных дел. На берегах Босфора его устроителям удалось собрать за одним столом представителей общественности Грузии, Армении, Азербайджана, России, Турции, Ирана, Украины, ОБСЕ, Евросоюза, США, что весьма символично само по себе
Открывший прения министр иностранных дел Турции Исмаил Джем подчеркнул важность комплексного, взвешенного и системного подхода к решению проблем региона, необходимость создания благоприятного климата для налаживания добрососедства и регионального сотрудничества, разработки плана экономического подъема трех республик, строительства в них современного гражданского общества. Для этого регион обладает выгодным стратегическим положением, являясь своеобразным мостом между Европой и Азией, и немалыми человеческими и природными ресурсами - прежде всего нефтяными. Министр отметил, что обеспечение безопасности и стабильности в регионе требует активных усилий как со стороны ближайших соседей - России, Турции и Ирана, так и Евросоюза и США. Исмаил Джем выделил сооружение транскавказских нефте- и газопроводов с выходом через Турцию в Средиземное море как проекты, которые могли бы послужить стержнем будущей системы регионального партнерства.
На семинаре был представлен разработанный ЦЕПИ детальный "Пакт стабильности для Кавказа", напоминающий "Пакт стабильности для Балкан". Глава разработавшей его группы Майкл Эмерсон сказал вашему корреспонденту, что суть пакта в том, чтобы запустить процесс урегулирования в регионе прежде всего силами трех республик, обеспечить ему мощную политическую и экономическую поддержку со стороны трех ближайших соседей (России, Турции и Ирана), а затем привлечь немалые ресурсы Евросоюза и США.
На семинаре развернулась оживленная дискуссия. Этому способствовало то, что участники договорились не пускать в зал представителей особо падких на сенсации СМИ, которые могли бы использовать любое неосторожное слово, любую личную точку зрения во вред конструктивному диалогу. Неформальный обмен мнениями предполагал и отсутствие в последующих материалах ссылок на их авторов.
Позитивный остаток весьма интересного "мозгового штурма" вкратце можно сформулировать так. Решение этнических конфликтов в регионе не может быть навязано извне. Договариваться между собой должны сами стороны этих конфликтов. В регионе установился некий баланс сил. Между тем его население бедствует, и правящие элиты не могут не учитывать растущее недовольство. Им становится все более выгодно не плыть на националистической волне, а делать упор на конкретные планы регионального развития, подъем жизненного уровня, что возможно только в условиях мира и стабильности. А этого не достигнуть без ряда болезненных, но жизненно необходимых политических компромиссов. Речь идет о статусе бывших автономий, судьбе беженцев, некоторой корректировке границ, выводе и передислокации войск, программе демилитаризации и нейтралитете.
На уровне экспертов эти вопросы уже неплохо проработаны. Требуется убедить в целесообразности компромиссов политическое руководство, которое должно проявить волю для их претворения в жизнь и тщательно, кропотливо и последовательно подготовить к ним общественное мнение. Россия, Турция и Иран как раз и призваны защитить своим авторитетом и влиянием выработанные компромиссы от наскоков ультранационалистов, естественно, с учетом своих исторических и нынешних связей с регионом. Чтобы подсластить пилюли, которые могут кому-то показаться довольно горькими, необходимо разработать конкретные, масштабные экономические проекты, которые позволили бы связать интересы воедино и обеспечить функциональную хозяйственную взаимозависимость. Общее направление регионального государственно-политического и социально-экономического развития - это постепенное формирование многоуровневого закавказского сообщества, где не было бы препятствий для свободного движения людей, капиталов, товаров и информации.
В качестве примеров фигурировали проекты транскавказских трубопроводов, шоссейных и железных дорог, создание совместных предприятий. Скажем, в качестве частичной оплаты за поставки российского газа турецкие подрядно-строительные компании могли бы принять участие в восстановлении Грозного. А в Закавказье могла бы сработать модель четырехсторонних консорциумов, в которых Россия участвовала бы турецкими подрядно-строительными работами (в оплату поставок российского газа), кавказская республика - землей, инфраструктурой и рабочей силой, а западноевропейская или американская компания - финансами и технологией.
При всем широком спектре нередко противоречивых мнений и оценок участники семинара безусловно сошлись на том, что такие встречи надо продолжать и расширять. Известный турецкий историк и политолог профессор Халиль Берктай сказал автору этих строк: "Надо объективно, спокойно и самокритично обсуждать наболевшие проблемы, по крупицам вырабатывая согласие, а затем выходить на средства массовой информации, чтобы доносить это согласие до всего общества, убеждая, подготавливая и мобилизуя его на конструктивные шаги".