В феврале российских фанатов фэнтези ждет грандиозный подарок: первый тираж произведения Джона Толкина, не выходившего раньше на русском языке. Именно с «Утраченного пути и других историй» и начиналось Средиземье — задолго до того, как мир узнал его из экранизаций «Властелина колец» и «Хоббита». А в мае состоится еще одна премьера: в книжных магазинах появится «Гибель Гондолина». И можно будет обратиться к самым истокам этой истории.
Как известно, при жизни Толкина была издана лишь малая толика его литературных трудов. Он часто говорил, что не придумывает Средиземье, а как бы открывает его читателям. И в это почему-то верится — настолько детально проработана вселенная Джона Толкина, столько тысячелетий, государств и судеб она охватывает.
А началось все именно с «Падения Гондолина». В 1917 году Джон Толкин приходил в себя после ужасов Первой мировой войны в сельском доме в Литтл-Хейвуде, снова и снова переживая кровавую битву при Сомме, где погибли двое его лучших друзей. Свою боль и отчаяние Толкин вложил в рассказ о падении Гондолина — тайного города эльфов народа нолдор. В той истории впервые появляется Моргот — бывший служитель Творца, обратившийся ко злу из-за непомерной гордыни. Впервые упоминается Гил-Гилад — последний всеэльфийский царь. Это он несколько эпох спустя вместе с Элендилом бился под стенами Барад-Дура. Впервые выходят на сцену балроги — огненные демоны, с одним из которых вступил в единоборство Гэндальф. И являет свою отвагу Глорфиндель — эльф, которого не удостоили появлением в экранизации, но без которого Фродо бы погиб в самом начале своего пути.
А вот «Утраченный путь», в отличие от «Падения Гондолина», — это не цельное произведение, а сборник материалов, в которых Толкин детализировал созданную им вселенную. Черновики, описывающие падение Нуменора, материалы, связывающие историю королевства с историей Европы, зарисовки о музыке, с помощью которой был сотворен мир, словари эльфийских языков.
Обе книги не рассказывают новых историй. Многие сюжетные линии и персонажи из них фигурируют в других произведениях. Но это все тот же мир Толкина, который так интересен и дорог миллионам его поклонников. В них есть возвышенные чувства и стремления, есть идеалы. Каждый герой может выбрать свой путь и получить по заслугам.
Этот изначальный фундамент произведений Толкина был существенно размыт во время экранизаций. Режиссер Питер Джексон снял настоящие кинематографические шедевры. Но временами он забывал, что добро и зло — это разное. А потому в расширенной режиссерской версии «Двух крепостей» воины Фарамира, благородные защитники мира от зла, швыряют Голлума на пол пещеры и пинают его, связанного, ногами. А государь Арагорн Дунадан, воспитанник мудрейшего из эльфов, воплощенный воин света, перед вратами Мордора плюет на законы дипломатии и срубает голову послу: Да, может быть, получившиеся эпизоды добавили фильмам драмы и экшена. Но они же увели сюжет и сам дух произведения от первоначального замысла.
Джон Рональд Руэл Толкин был не просто писателем, переводчиком, лингвистом и филологом. Прежде всего он был христианином. Именно твердые религиозные взгляды Толкина привели к обращению в христианство его друга Клайва Льюиса — и в итоге создатель «Хроник Нарнии» стал прославленным миссионером и богословом. Не в германском эпосе, скандинавских верованиях и валлийских легендах нужно искать разгадку замысла «Властелина колец» и связанных с ним историй. И выход новых книг Толкина — хороший повод напомнить об этом. Ведь в них, как и в Средиземье, зло есть зло, а добро есть добро. И каждый может отличить одно от другого и встать на сторону того или другого.
Как и в реальном мире, в котором мы с вами живем.