Обитель, о которой пойдет речь, не совсем обычная. Основанная на рубеже XVII-XVIII веков в месте впадения ручья Саровка в реку Сатис, полтора столетия назад она стала местом молитвенных подвигов и исполнения монашеских обетов печальника земли русской — преподобного Серафима.Еще век спустя о монастыре мало что напоминало. В закрытом городе ядерщиков-оружейников Арзамас-16 высокую колокольню приспособили под телевизионную антенну и водонапорную башню. Два главных монастырских собора: зимний храм (иконы Божией Матери «Живоносный Источник») и летний (Успенский) — безжалостно взорвали. А по «освобожденной» площади проложили улицу Сталина (сейчас она не без горькой иронии именуется проспектом Мира).
Вместе с другими монастырскими сооружениями пострадали и катакомбы. Об их дореволюционном прошлом уцелевшие монастырские архивы рассказывают скупо. Современные исследователи сходятся на том, что раскапывать подземелья по образцу Киево-Печерских начал в 1691 году еще основатель монастырского жития, иеросхимонах Иоанн. Как использовались эти пространства в эпоху расцвета монастыря, мы можем лишь предполагать. Скорее всего, насельники уходили сюда по благословению настоятеля на время поста.
В середине прошлого века, рассказывают старожилы, еще были целы три уровня тайного города под Успенской обителью. Но в 1956 году охрану секретного объекта смутили легенды о 14-километровом подземном ходе, который якобы связывал мужской Саровский монастырь с женским Дивеевским. Критически осмыслить это своеобычное предание никто не удосужился, зато в нем усмотрели угрозу проникновения шпионов на охраняемую территорию.
После этого вход в пещеры под улицей Сталина тщательно засыпали, и рассказы о них постепенно перешли в область преданий. Но уже во время горбачевской перестройки тут ремонтировали водопровод, и внезапно ковш экскаватора зацепил старинный сундук, из которого посыпались блестящие драгоценности. Ниже зияла большая полость, со всех сторон надежно обстроенная бревнами и металлическими листами...
Клад извлекли, а общественность задумалась: быть может, пещеры и вправду существовали? Уже в 1990-е годы после нескольких лет кропотливых поисков вход в крутом склоне прямо возле стоящей за исторической монастырской оградой церковью Иоанна Предтечи обнаружили энтузиасты исторического объединения «Саровская пустынь». То было нелегкое время как для города, так и для всей атомной индустрии, и подземным наследием долгое время толком никто не занимался. Катакомбы превратились в прибежище неформальной молодежи, после посиделок которой нередко случались большие пожары. Расчистить уцелевшее удалось только теперь. К сожалению, верхний уровень, залегавший на 6-метровой глубине, погиб безвозвратно: из-за многократных протечек водопровода и канализации его своды утрачены. Специалисты городского краеведческого музея восстановили основную галерею ходов и все кельи среднего уровня и расчистили половину нижнего уровня, после чего передали этот памятник монастырю. Сейчас сюда водят экскурсии (вход — 100 рублей с человека).
Осторожно протискиваемся по наклонному коридору. На стенах — керамические иконы (деревянные в здешнем климате не выдерживают: быстро сгнивают). Слева — вход в самое большое помещение: подземный храм Феодосия и Антония Печерских. Как гласит табличка на колонне, освящен он в 1711 году. Надпись — новодел, но в точности копирует старинную, погибшую во времена «дикого» освоения пещер в 1990-е годы. Специфика климата повлияла и на убранство подземной церкви: поначалу здесь установили чугунный иконостас, а после реставрации в позапрошлом веке тот уступил место посеребренной меди с позолоченными иконами.
На среднем уровне восстановлена дюжина отшельнических келий. Дверь заперта тяжелым бревенчатым замком, в толще — узкое глубокое окошко, через которое монаху подавали пищу и воду, а также можно было исповедаться.
Кропотливое изучение саровских подземелий продолжается. Они обязательно преподнесут исследователям еще не одно открытие — быть может, даже и в прямом смысле, приведя поисковиков куда-нибудь к берегу реки Сатис...