Россияне, бывает, жалуются: это какой же праздничный марафон им предстоит преодолевать, чтобы добраться до обычной, будничной жизни в наступившем году! Три праздника подряд: новогодняя ночь, православное Рождество, а потом еще и странный повод устало сдвинуть бокалы: старый Новый год. Однако корреспондент «Труда» нашел в Мадриде человека, который в то же самое время участвует как минимум в четырех застольях.
Хосе Бирюков знаком нашим любителям баскетбола со стажем. Родился он в Москве в 1963 году, отец русский, мама испанка. С 17 лет парень выступал за юниорские сборные СССР, выиграл первенство Европы. Два года был лидером столичного «Динамо». А потом переехал с семьей на мамину родину, в Мадрид. Завоевывал все баскетбольные титулы в Европе, был капитаном «Реала» и сборной Испании. Специалисты до сих пор считают его одним из лучших игроков в истории испанского баскетбола.
А дальше опять крутой поворот в судьбе: по окончании игровой карьеры Хосе стал продюсером многих известных испанских актеров и телеведущих. Вот уж действительно: талантливый человек талантлив во всем. Это правило, как видим, действует и в Испании. Но когда речь заходит о России, Хосе Александрович до сих пор говорит «мы» и «у нас». Русский испанец рассказал корреспонденту «Труда», как он проводит главные зимние праздники.
— Католическое Рождество наша русско-испанская семья отмечает, как и вся Испания: для всех местных ночь с 24 на 25 декабря — главный праздник в году. А для нас ночь новогодняя значимее, мы так с детства привыкли. Сам я в Москве прожил свои первые 20 лет, а жена и того дольше. Так что 7 января православное Рождество в Испании тоже справляем, хотя, признаться, когда я жил в СССР, такой привычки еще не было. Но лучше поздно, чем никогда, — так ведь у нас в России говорят?
Молодым встречать Новый год Хосе ходил в центр Мадрида — на Пласа дель Соль, Площадь Солнца, что-то вроде нашей Красной площади. Там собираются десятки тысяч людей, все весело, живо, по-доброму. Одновременно с боем больших часов в Испании принято с каждым ударом курантов закидывать в рот по виноградине, а после 12-го удара запивать их игристым. Это дань старинному обычаю: хозяева виноградников раздавали корзины с ягодами горожанам, чтобы урожай в наступившем году был обильным.
— Уже в зрелом возрасте для меня Новый год стал сугубо семейным праздником, — продолжает рассказ Хосе Александрович. — Вечер 31 декабря проводим в узком кругу: я, жена и двое детей. А 1 января подключается к празднованию уже вся испанская родня, с полсотни человек. Некоторых вижу раз в год, но все равно все друг другу очень рады. Научил испанцев называть это мероприятие по-русски: «большой отходняк». Вечером 31-го за столом говорим по-русски, а 1 января — по-испански.
Застолье у них с русским акцентом. Не обходится без салата оливье (кстати, его здесь называют «русским», в Мадриде он очень популярен), селедки с вареной картошкой и зеленью и даже пельменей. Под такую закуску не грех и рюмку-другую водки пропустить, хотя меру испанцы знают.
Впрочем, не все здесь фанаты застолий. Стало модным встречать Новый год во время забегов, велосипедных заездов или в ходе матча — футбольного, баскетбольного. Начиная с 1964 года вечером 31 декабря во многих городах Испании проводят массовые забеги Сан Сильвестре. В Мадриде стартуют по 40 тысяч человек, но не сразу, а в нескольких забегах. Так что некоторые после финиша начинают справлять Новый год
— Я не из таких, — признается мой собеседник. — Кроссы и по молодости не любил. Но мне очень нравится, что спортивный стиль утверждается среди молодежи, а новогодние забеги стали массовыми. Народ тянется к спорту, что не может не радовать.
В уходящем году Бирюков отметил 60-летие, но выглядит он куда моложе. Ваш корреспондент попросил его поделиться секретами. Наверное, все дело в физкультуре?
— Не буду преувеличивать свою спортивную вовлеченность. Да и режима, признаться, не соблюдаю. И уж тем более, не подписывал соглашения с дьяволом: Если серьезно, дело в генетике: мой папа всегда выглядел намного моложе своих лет, все дамы его считали красивым мужчиной. Правда, умер он рано:
Что Хосе Александрович ждет от грядущего года? И пойдет ли по стопам отца сын Максим, с детства подававший надежды в баскетболе?
— Сыну уже 14 лет, и стало ясно: до уровня юношеского «Реала» он не дотягивается, а снижать планку и искать что-то попроще для карьеры не стоит. Спорт любит максималистов. Максим продолжает играть для себя, иногда я составляю ему компанию. Пусть будет хорошим инженером. Помнится, точно такие же советы давал мне мой отец, когда в Москве я увлекся баскетболом. Он к спорту относился скептически, советовал выбрать «нормальную профессию» — до той поры, пока я в 17 лет не попал в юношескую сборную СССР.
Можно понять волнения Хосе Бирюкова за детей и их будущее.
— Экономическая ситуация в Испании еще хуже, чем в других странах Европы. Мне не нравится, куда социалисты в нашем бездарном правительстве ведут страну. Инфляция высокая, все кругом стремительно дорожает, безработица растет. Очень хочется, чтобы жизнь наших детей была безоблачной, но так, видимо, не бывает.
А российским спортсменам желаю в 2024 году вернуться на международную арену, мы в Испании по ним соскучились. Всем читателям и авторам «Труда» — счастья и здоровья. А главное, мира! Ведь то, что сейчас происходит, я считаю войной между двоюродными: нет, родными братьями. В Испании тоже долго длилась гражданская братоубийственная война, и до сих пор раны в душах не зажили.
P.S. Спасибо, Хосе, за поздравления и пожелания. И с началом праздничного марафона всех людей доброй воли (так, кажется, когда-то называли таких, как Хосе Бирюков).