Главная Культура 00:29 22 Сентября 2023 7134
Эта нога – у кого надо нога

Правдоискатель, правдоруб и романтический герой: к дню рождения Олега Ефремова

Виктория Пешкова
Увидишь в современной жесткой Москве такое фото - сам невольно улыбнешься в ответ чудесной ефремовской улыбке. Фото Сергея Бирюкова

Осенью 1927 года Станиславский поставил во МХАТе один из самых жизнерадостных своих спектаклей — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше. Тогда же на Арбате в семействе Николая Ивановича Ефремова (тоже из купеческого рода, пусть и не такого именитого, как Алексеевы) родился мальчик, которому суждено было продолжить дело великого реформатора русского театра.

Никто из родных Олега к искусству отношения не имел. Дверь в мир театра для него открыл лучший друг Саша — внук знаменитого мхатовского актера Василия Лужского. Потом был драмкружок Дома пионеров, а в мае1945‑гоЕфремов, побрившись наголо и одолжив у кого-то из родни брюки, приличные, но коротковатые для его высоченного роста, отправился поступать в Школу-студию МХАТ. На экзамене читал «Желание славы» Пушкина и был принят. Конкурс в тот год составлял 500 человек на место.

На третьем курсе Олег и его друзья принесли клятву верности театру, скрепив ее, в лучших романтических традициях, кровью. В своем наборе Ефремов был одним из лучших, но боготворимый им МХАТ в свою труппу его не взял. Он написал в дневнике: «Ничего, я еще въеду в этот театр на белом коне», — и пошел работать в Центральный детский театр. На сцене которого отыграл более двух десятков ролей. Первый большой успех принесла роль Иванушки-дурачка в «Коньке-горбунке». 13-летняя Аллочка Покровская (ее мама была помощником режиссера) из-за этого самого Иванушки с дивными глазами смотрела спектакль несчетное количество раз. Алла дождется своего часа. Они распишутся без всякой помпы, добежав до загса в перерыве очередной репетиции, когда до рождения сына Миши останется меньше двух месяцев. Знала бы она, сама талантливая, незаурядная актриса, какой жребий ей выпал...

О романах Ефремова ходили легенды, но он не был ловеласом в обычном смысле слова. «Состояние влюбленности, — уверял Олег Табаков, — необходимо было ему для творчества. Для него театр — это только про любовь. Значит, нужно наполнить ею новую роль или спектакль, поделиться этим чувством с коллегами и зрителями. Олег Николаевич верил, что тогда любви и в мире станет хоть чуточку больше». А потому ужасно злился на актрис, если они не давали ему повода влюбиться в них, — в ином состоянии работать не мог. А работал 24 часа в сутки. Кроме театра, для него ничего не существовало. И когда кто-нибудь из артистов заикался о своих проблемах, вставал на дыбы: «Я вам о вечном, а вы!».

Не все были готовы мириться с такой категоричностью, но единомышленников хватило для создания собственного театра. В 1956-м Ефремов со своими студентами из Школы-студии выпускает первый спектакль: «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова, где сам играет ключевую роль — ушедшего на фронт добровольцем Бориса. После премьеры зрители не хотели расходиться. Задушевный разговор с артистами затянулся до утра, пока не открылось метро.

Так родился театр, взорвавший театральную жизнь страны. У новорожденного «Современника» не было ни своего помещения, ни средств на костюмы и декорации. О зарплате речь вообще не шла — ребята работали в разных театрах и собирались лишь в свободное время, как правило, по ночам. Ефремов добивался от актеров нужного градуса игры любыми способами. Галина Борисовна Волчек вспоминала: «Он мог позвонить среди ночи перед генеральной репетицией и начать кричать, что я никакая не артистка и ничего не умею. После бессонной ночи в слезах приходишь на генеральную. Ефремов мрачнее тучи. Играешь себя не помня, по окончании он сыплет восторгами и на вопрос: «Олег, как ты мог?!» спокойно отвечает: «Иначе ты бы так не сыграла».

Многие говорили Ефремову, что ничего нового он не открыл, повторив всего лишь «старый добрый МХАТ». А он был счастлив, потому что «Современник» был не старым — добрым, а новым — молодыми дерзким — МХАТом. Не оставь Ефремов своего детища, судьба обоих — и режиссера, и театра, — скорее всего, оказалась бы более счастливой. Но мхатовские старики сами попросили Олега Николаевича возглавить театр, билеты в который давно давали «в нагрузку».

Ефремов в это время снимался в картине Александра Митты «Гори, гори, моя звезда». Режиссер попросил его заменить Юрия Никулина, задержавшегося с цирком на гастролях. Роль молчаливого художника писалась специально для Юрия Владимировича, но из-за катастрофической занятости тот не успевал выучивать текст. Митта пообещал Ефремову дописать монологи для каждой его сцены, но Олег Николаевич отказался: «Ты снимай, как задумал, а я буду молчать и думать о своем». Роль получилась мощной, многие критики считают ее лучшей у артиста.

А думал он как раз о том, чтобы уйти из театра, который сам и создал. В 1970-мон покинет «Современник» ради МХАТа, уверенный, что все пойдут за ним и станут филиалом. Современниковцы были меньшими идеалистами, чем их режиссер, — в возрождение МХАТа им не верилось. Они понимали, что «группы крови» слишком различны и в театре будут две труппы, а это раскол. Так и произошло, хотя и несколько позже.

Словно компенсируя трагичность его театрального бытия, кино подарило Ефремову и блистательные роли, и всенародную любовь. Там он был свободнее, раскованнее, даже хулиганистей — в театре на него давила громадная ответственность, а на съемочной площадке он отвечал только за себя. Олег Николаевич всегда играл без грима, оставаясь узнаваемым и в то же время разным.

Предельно реалистичный, он был удивительно органичен в сказках. Достаточно вспомнить заглавную роль в «Айболите-66», волшебника Дурандарте в «Короле-олене» или Голос сказки в «Тайне Снежной королевы». Его Долохов в «Войне и мире» совершенно не похож на героя Толстого, но Сергей Бондарчук своим режиссерским чутьем уловил — артист имеет право на эту роль.

Олег Ефремов снялся более чем в сотне картин, но зрителю больше всего пришлись по душе таксист Саша из «Трех тополей на Плющихе» и следователь Подберезовиков из «Берегись автомобиля». Татьяна Лиознова пригласила его в свою картину без проб. Единственным условием было...научиться водить автомобиль. И Олег Николаевич, которому очень импонировал его герой, при огромной занятости пошел на курсы. И крайне огорчался, что большая часть сцен снималась в распиленной пополам «Волге», которую на трейлере возили по улицам Москвы. Публике это обстоятельство было неведомо, а потому вся ее прекрасная половина мечтала оказаться на месте Нюры в этом едущем к недостижимому счастью такси.

А вот Эльдару Рязанову для «Берегись автомобиля» пробы пришлось устроить. Ефремова, среди прочих претендентов, пригласили на роль Деточкина. «Он прекрасно сыграл сцену, — вспоминал режиссер, — но, увидев его на экране, наш художник Борис Немечек сказал: «Товарищи, это же волк в овечьей шкуре!». И действительно, сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек, художественный руководитель «Современника». Счастливое решение было найдено: следователь из него получился идеальный, ради чего пришлось Эльдару Александровичу уговаривать уже утвержденного на эту роль Юрия Яковлева согласиться на участь «голоса за кадром».

Кадр с сайта kinopoisk.ru

Фильм сразу же разобрали на цитаты, многие ушедшие в народ фразы принадлежали Подберезовикову: «Спектакля не будет!», «Простите, а вы не псих?», «Он, конечно, виноват, но... он не виноват». Но все рекорды побила «Эта нога — у того, у кого надо нога!» До сих пор она «шагает» с нами, не теряя бодрости и помогая сохранить оптимизм даже в самые в неласковые дни.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9309
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7026
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6218
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?