В начале сентября в Москве прошла ставшая уже традиционной акция инвалидов-колясочников «Москва. Доступ есть». Вместе с теми, кто в силу жизненных обстоятельств передвигается в инвалидном кресле, в акции принимают участие и здоровые люди.
В этот раз ее поддержали поэт Лев Рубинштейн, режиссер Кирилл Серебренников и актриса Ингеборга Дапкунайте. Маршрут пролегал от сада «Эрмитаж» до Большого театра. По пути участники не только преодолевали уличные препятствия, но и пытались заехать в банки, супермаркеты и дорогие бутики. Через пять минут движения в инвалидном кресле Кирилл Серебренников не выдержал и продолжил маршрут пешком. Но в Москве есть несколько тысяч жителей, которые уже никогда не смогут вот так просто покинуть инвалидное кресло.
Нельзя сказать, что столичные власти закрыли глаза на эту проблему. На улучшение жизни инвалидов Москва выделит до 2016 года 150 млрд. рублей. О том, какие проблемы уже решаются, какие необходимо решить и как выживать в суете большого города тем, чьи возможности ограничены,
Не прятаться в скорлупу
— Очень часто люди, пережив серьезную травму и оказавшись выброшенными из обычной жизни, становятся затворниками не только в силу физических причин. Это ведь и большая психологическая травма. И мало кто способен с ней справиться самостоятельно. Куда обратиться за помощью в такой ситуации?
— На сегодняшний день в Москве действует сеть органов социальной защиты, которая оказывает поддержку лицам с ограниченными возможностями. В свою очередь, в каждом районе города существуют комплексные центры социального обслуживания, где работают замечательные психологи, помогающие пациенту адаптироваться в новой для себя жизненной ситуации. Но, на мой взгляд, одной работы с психологом недостаточно, главное — осознание самим человеком того, что жизнь продолжается и нужно идти только вперед, несмотря ни на что!
— Для того чтобы это осознать, надо не выпадать из активной жизни, находиться среди людей. Многие из тех, кто оказался в данной ситуации, даже если очень хотят, физически просто не могут выйти из квартиры, передвигаться по городу, ездить на общественном транспорте...
— Буквально недавно была принята программа «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012–2016 годы» на 2 трлн. рублей. В нее вошла подпрограмма социальной интеграции инвалидов, которая обойдется в 150 млрд. рублей (и эта сумма предназначена только на столицу).
На эти деньги предусмотрено благоустройство перекрестков и съездов с тротуаров, адаптация транспорта, подземных переходов. Уже сейчас половина парка автобусов — низкопольные. Ведется обустройство пандусов, закупаются мобильные и стационарные подъемники, строятся лифты. Должен сказать, что практически все службы социальной защиты населения оборудованы подъемниками, информационными табло для слабослышащих и тактильными плитками для незрячих, что, несомненно, радует. Я искренне надеюсь, что благодаря этой программе жизнь в городе начнет меняться коренным образом.
— О том, чтобы создать удобную среду для людей в инвалидных колясках, говорится много лет, и власти для этого
— Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Есть люди, относящиеся с большим сочувствием, понимающие наши проблемы, другие же раздражаются, видя на улицах человека в инвалидном кресле.
На Западе дурным тоном считается занять парковку для инвалидов. В России это в порядке вещей, даже несмотря на то, что несколько месяцев назад нашим президентом был подписан закон о увеличении штрафа за парковку в инвалидном месте до 5000 рублей.
Учиться можно, с работой — сложно
— В любом западном университете студенты в инвалидных креслах — довольно обычная картина. А что в Москве? У нас и здоровая молодежь не всегда может себе позволить учиться в вузе, что говорить о людях с ограниченными возможностями…
— Напротив, во многих московских вузах существует дистанционное образование, позволяющее учиться не выходя из дома. Ярким примером может служить совместный проект общественной организации инвалидов «Стратегия» с факультетом вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова. Уже несколько лет подряд для инвалидов Москвы действуют бесплатные дистанционные курсы по специальностям
— Работа для инвалидов — не только насущная проблема с точки зрения социализации, но и жизненная необходимость: жизнь в инвалидном кресле обходится дороже, чем без него. Есть ли работа для них в Москве?
— Я считаю, что если человек профессионал в своем деле, то он не останется без работы, даже будучи ограниченным в действиях, — было бы желание! Проблема в другом: инвалиды не всегда конкурентоспособны на рынке труда. Нашей стране не хватает законодательной базы для того, чтобы заинтересовать коммерческие структуры в привлечении лиц с ограниченными возможностями. Заинтересованность работодателя и коммерческая выгода — это важнейшие аспекты, ведь, принимая на работу человека в инвалидной коляске, директор предприятия должен взять его под свое крыло, а к этому готов далеко не каждый.
— В 1997 году вы стали одним из организаторов восхождения на Эльбрус в инвалидных креслах. Проводятся ли сейчас подобные мероприятия?
— Чтобы сделать жизнь людей с ограниченными возможностями ярче и разнообразнее, на городском уровне реализуется множество проектов — как «мирных», так и экстремальных. В 2006 году, например, мною была организована экспедиция на Камчатку для сплава по горной реке.
Сейчас очень многие организации занимаются автотуризмом, пешим туризмом, и это здорово — ведь, оказавшись на природе, человек чувствует себя свободным, уверенным в себе. Акции подобного рода направлены на то, чтобы дать инвалиду понять, что жизнь многогранна и бессмысленно запираться в четырех стенах.
— Что еще, на ваш взгляд, должны предпринять городские власти, чтобы сделать жизнь людей с ограниченными возможностями более комфортной?
— Московские власти сделали все возможное, приняв программу, о которой я уже говорил. От Государственной думы мы