Летний сезон отпусков ждали не только потенциальные отдыхающие, но и турфирмы. Если первые считали отложенные на отдых денежки и выгадывали более дешевые варианты поездки, то компании надеялись отыграться за практически проваленный весенний сезон, в то же время со страхом ожидая
Только к началу осени стало ясно, что сезон не стал для отрасли совсем уж неудачным. Общее число выехавших за рубеж россиян сократилось за лето не на 30 прогнозируемых процентов, а на 20 (по сравнению с прошлым летом). Официальная статистика Росстата по этому сезону появится позже. Но уже сейчас можно подсчитать, что за июнь, июль и август за границу выехали около 3 млн. россиян (в
Скидки не удались
В этом сезоне выиграли россияне, имевшие сбережения в валюте. Они смогли оценить новую ценовую политику туротрасли. Так, стоимость проживания в долларовом эквиваленте отельеры скинули на 15–30%. На дорогие и экзотические направления, такие как Мальдивы или Доминикана, цена упала до 50%.
Но несмотря на кризис ожидаемого снижения стоимости туров не произошло. Цены остались на прошлогоднем уровне. Все дело в курсовой разнице. Выросшие в цене по сравнению с прошлым летом доллар и евро «съели» скидки. «Наш рубль сдал свои позиции и подешевел примерно на 30%, поэтому в рублевом расчете ничего не изменилось», — подтвердила
Туристы меняют привычки
Цены на путевки вынудили обедневших туристов изменить свои привычки.
Кроме того, отпускники пожертвовали качеством сервиса и практически не покупали путевки в
Куда россияне не едут
Федеральное агентство по туризму уже констатировало снижение турпотока в первом полугодии 2009 года по ряду популярных прежде направлений. Самые большие потери понесли Китай, Украина, Турция и Греция. И летом эта тенденция продолжилась.
Поток российских туристов в Поднебесную сократился вдвое (минус 60%). Причину такого резкого падения спроса эксперты Российского союза туриндустрии видят в ужесточении таможенных правил ввоза товаров в Россию. Путешественники, ввозившие ранее коммерческие партии китайских товаров под видом предметов для личного пользования, отказались от поездок. Их оказалось большинство.
На втором месте среди аутсайдеров — Украина. По разным оценкам, её потери в числе туристов составили от 48 до 60%. В РСТ причинами отказа от любимого курорта считают дорогую дорогу, плохой сервис и высокие цены на отели. В Турцию и Грецию не поехали примерно 19% российских отдыхающих. Здесь роль сыграли цены. «Турецкие отели не захотели опускать стоимость проживания. На фоне других снижений это выглядело дороговато», — поясняет исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Впервые за много лет турецкие курорты уступили первое место Египту, который тоже потерял, но меньше — 8%. Хотя сами турки утверждают, что к ним не доехали этим летом всего 10% русских путешественников. По Греции были очень хорошие скидки, но
Также потеряла клиентов из России испанская туриндустрия. Падение составило 17%. Более 40% упустил Таиланд (в основном
Кого туристы предпочли
На фоне падения туристического потока с настоящей победой в борьбе за отдыхающих можно поздравить Израиль (+63%) и США (+36). «Израиль популярен, так как отменил визы. К тому же на этот рынок вышли новые операторы, которые вкладывались в рекламу и продвижение направления», — считает
Успехи США связывают с облегчением визового режима. «Спрос охарактеризован также низким курсом доллара к евро и спецпредложениями, которые приблизили стоимость туров за океан к европейским», — отметили в РСТ.
На третье место по росту российского турпотока вырвалась Доминиканская Республика. Как считают эксперты, Доминикана заменила Мексику, которая стала очагом распространения свиного гриппа. Но свое дело сделали и доступные турпакеты.
Россияне предпочли поехать в Южную Корею (+24%), Швейцарию (+26%), Нидерланды (+21%), Латвию (+12%), Великобританию (+9) и Болгарию (+8%). Остался прежним спрос на Индию, Вьетнам, Германию, Черногорию и Кипр.
Овербукинг с русским акцентом
Ситуаций, когда приехавших туристов отказывались заселять, так как номера были заняты другими гостями, в этом сезоне практически не было. По данным Ирины Тюриной, число «перебронирований» (овербукинга) не превысило в этом сезоне 10–15%, это хороший показатель даже для стабильного рынка, не говоря уже о кризисном. Большинство неприятностей с заселением были связаны с недостатком денег у турфирм. Они не успевали вовремя оплачивать отдых, в отеле снимали бронь и отказывались предоставлять номера уже прибывшим путешественникам.
Особенно отличился «Турбазар». Компания попала в черный список ненадежных партнеров агентской сети Global Travel, отмечает агентство «Туринфо». А самый громкий скандал был с группой подростков из Питера, которых фирма «Открытый мир» отправила в Испанию, но оплатить проживание «забыла». В итоге школьники, которые приехали туда на сборы по синхронному плаванию, маялись по соседним отелям, а их проживание до того, как ситуацию разрулили, оплачивали тренеры из своего кармана.
Родина стала гиблым местом
За летний сезон на отдыхе погибло 117 россиян. В списке стран, где с нашими туристами случались несчастья, 23 названия. Но согласно статистике РСТ, чаще всего происшествия с нашими туристами происходят именно в России. Только в мае—июне в нашей стране погибли 78 и пострадал 171 человек. На втором месте Украина — 33 происшествия, 17 погибших, 47 пострадавших. На третьем — Турция. Здесь произошло 8 происшествий, в результате которых погибли трое, 26 человек пострадали. Далее Египет — 4 происшествия, 1 погибший, 5 пострадавших.
Чаще всего россияне гибнут в результате несчастных случаев: попадают под поезд, падают в пропасть во время восхождения или экскурсии, травятся и умирают от сердечных приступов во время купания в бассейне. Кроме того, среди жертв много утонувших — так погибли 93 туриста.
На втором месте по численности — ДТП, в которых погибли 15 человек. Больше всего аварий произошло на Украине (8 случаев).
Туроператоры уходят с рынка
Ещё весной эксперты прогнозировали, что к осени туристический рынок недосчитается многих компаний. Но не
Наблюдается другая тенденция. «Многие туроператоры становятся агентствами. Ведь операторам надо выплачивать фингарантии страховщикам. Откуда у регионального оператора 30 млн. рублей для минимального взноса, если его годовой доход меньше?» — возмущается Тюрина. Это значит, что турбизнес укрупняется, и к следующему сезону на рынке может оказаться всего несколько игроков, которые будут продавать путевки через сеть мелких агентств. А это чревато снижением конкуренции, ценовым сговором и, соответственно, ростом стоимости путевок.
Цифры
- 20% - на столько сократился турпоток за границу этим летом
- 3 млн. россиян отдохнули за рубежом в июне, июле и августе
- 10 дней - самый популярный срок
тура 25-25 % - на столько упал турпоток в Крым и на Черноморское побережье Кавказа
Наши держат цены
Самыми популярными местами отдыха на родных просторах стали Сочи, Анапа и Минеральные Воды. По данным РЖД, именно по указанным направлениям в этом году наблюдался рост пассажиропотока. В Сочи за лето побывали 1,7 млн. человек (на 1% больше, чем в 2008 году), в Анапе — 749,3 тысячи человек (+3%), в Минеральных Водах — 382 тысячи (+7%).
Несмотря на это, курорты юга России тоже недосчитались минимум 25–30% гостей. Отели в начале сезона выставили цены на 10% выше, чем в прошлом году. И только в июле, когда первый месяц лета оказался полностью провальным, цены стали потихоньку опускаться. Но наверстать потери не успели, а туристы из Сочи переметнулись в Крым — там было дешевле даже с учетом наценок. «Только перелет в Сочи стоит 14 тысяч туда и обратно, а в Турцию за 20 тысяч можно уехать на неделю. Туристы и не поехали
Прогноз
Берегитесь банкротов
Сейчас турфирмы переживают трудный для них, особенно в кризис, период межсезонья. Летний ажиотаж (пусть и не такой сильный, как в прошлом году) уже спал, а зимние туры путешественники пока раскупать не особенно стремятся. То есть в расходах турфирм образуется кассовый разрыв. Между тем, несмотря на резкое снижение поступлений, содержать компанию все равно приходится: это и оплата аренды офиса, и расходы на связь, и зарплата сотрудникам, и транши по ранее заключенным договорам бронирования. У многих небольших компаний может не хватить запаса прочности, чтобы пережить это время.
Эксперты рынка уверены, что до Нового года по этой причине не дотянет четверть турфирм. Поэтому, планируя отдых, лучше