Хозяйство здесь отменное. На 200 гектарах выращен хороший урожай овощей. Вполне приличное удойное стадо. В мебельном цехе собираются простенькие, но нужные в быту вещи. В соседнем здании - пекарня и макаронный цех. Словом, подспорье что надо. Все это происходит в Камышинской воспитательной колонии для подростков (или в "детской", как ее все вокруг называют).
"Детям" от 15 до 19 лет. Сидят главным образом за воровство и хулиганство. Но есть и убийцы, и насильники. Вот они проходят строем в черных робах. Преступники. Только совсем зеленые.
Они говорят о себе: сами виноваты, никто не заставлял. Верно. Только отчего-то ноет сердце после этой командировки в Камышин. Ненормально это, когда пацаны за решеткой.
Эдуард Зиньковский, 18 лет, в колонии третий год. Родители бросили парня и его старшего брата, когда Эдику было всего полтора. С тех пор живут с бабушкой. Брат "сел на иглу", трижды лечился - не помогло. Эдик попался на кражах. Нужны были деньги на одежду. На воле учился почти на отлично. В колонии закончил школу, ПТУ.
Андрей Ткачев, 17 лет. Отец умер несколько лет назад, мать от него отказалась. За воровство и мошенничество получил 3,5 года. В ноябре хочет перейти во "взрослую" зону. Говорит, там знакомые, они подскажут, как быть, что делать. Да, там уж точно "подскажут".
Ждут их - не ждут, но на волю мечтают попасть поскорее все. Впрочем, нет. Некоторым здесь лучше, чем дома. Да и дом у них скорее условный: пьяные родители, голод и холод. В зоне они хоть едят вдоволь.
Раньше в стране действовала более или менее отлаженная система. Освободившегося брали в оборот участковый, комсомол и еще бог знает кто. Нынче такие никому не нужны. Жутко от этой статистики: более половины освободившихся снова сюда возвращается.
Офицеры, учителя, производственники - особая тема. Почти нет текучки кадров, серьезных нарушений. Побеги, преступления в колонии - об этом здесь забыли. Рукоприкладство охраны и воспитателей - такого заключенные не знают.
Я назову нескольких офицеров. Подполковник Александр Седов, начальник колонии. Здесь уже шесть лет. Его заместители - майоры Александр Барыльченко, Виктор Вилков... Им и их коллегам нельзя не быть признательными за то, что честно исполняют свой долг.
Шесть лет назад в области было принято решение: надо добиваться, чтобы колонии сами обеспечивали себя всем необходимым. Тогда-то и стали появляться за "колючкой" поля, фермы, пекарни... Опять же - трудовое воспитание.
Спасибо городским и областным властям, не забывают. Сейчас вот газопровод ведут, чтобы котельную перевести с мазута на газ. Изредка подарки подопечным подбрасывают. Не случайно на днях замминистра юстиции Юрий Калинин прислал губернатору области Николаю Максюте благодарственное письмо.
...Когда уезжал из колонии, у ворот увидел лошадь, везущую телегу с каким-то грузом. Чего, спрашиваю, железных коней не хватает? Да нет, говорит Барыльченко, просто подростки всегда к животным тянутся. За "Белоснежкой" с удовольствием ухаживают. У нас и кошки живут. "Белоснежка" с аккуратно подстриженным хвостом достойно прошествовала мимо. Как атрибут другой жизни, к которой стремятся вернуться эти непутевые пацаны.