В первые недели спецоперации, когда скептики твердили, что во всех сферах жизни нас ждут — хоть и не сразу, но неизбежно — сплошные неприятности, аналитики телевизионного рынка присоединились к общему хору. Еще бы! Кормящая каналы реклама приказала долго жить, а значит, денег на производство и покупку сериалов у них не будет. И правда, громких премьер давно нет. Но пока непонятно, то ли налицо обычное межсезонье, то ли начало длительного кризиса, предсказать окончание которого столь же невозможно, сколь и сроки завершения СВО. Что же на самом деле происходит в отрасли?
Разумеется, на мрачные прогнозы оптимисты тут же находили контраргументы. Netflix и ему подобные ушли? Ну и шут с ними. Не будут душить своими дорогущими проектами наши сервисы, не располагающие такими бюджетами. Они еще и совместные проекты заморозили? Ничего, как-нибудь обойдемся без осовремененной «Анны Карениной». Своих несколько штук есть, вполне классических. Ну и потом: государство-то на что? Всем помогает — поможет и сериальщикам. «Ага, сейчас! — злобствовали оппоненты. — Конечно, поможет! А вы за тенденциями-то следите? Вот и ждите сплошное военно-патриотическое кино». Тут отметим, что да, некоторые товарищи за тенденциями точно следят. По свидетельству сотрудников продакшен-компаний, в последние дни их настойчиво атакуют десятки сценаристов, написавших произведения в разных жанрах, но с одним и тем же местом действия — Донбассом.
А теперь слово реалистам. Весной студиями действительно было остановлено некоторое количество проектов. В основном из числа дорогостоящих и на этапе кастинга. Пусть деньги на них и имелись, но предсказать, какая ситуация сложится уже осенью, никто с точностью не мог. Может, придется в бюджетах уже почти готовых сериалов дыры латать. Тут уж новые пусть подождут. К тому же в тревожные времена лучше не заключать контракты со звездами. В документах в перечне форс-мажорных обстоятельств, в связи с которыми им можно будет не платить, не напишешь «военная спецоперация». Она же — «спец», а не землетрясение. Подпишешь соглашение со знаменитостью — по судам потом затаскает.
Но уже в мае — июне процесс производства сериалов вернулся практически к дооперационному уровню. А потому ниже речь пойдет о грядущих премьерах.
Так, онлайн-кинотеатр IVI анонсировал сериал «13-я клиническая». От обычных медицинских историй эту отличает то, что ее главный герой устраивается в учреждение, где врачи борются... со сверхъестественными явлениями. И среди действующих лиц там не только люди, но и всякого рода нечисть — демоны, ведьмы. Мы начали обзор именно с этой работы не потому, что она так уж хороша. Никто пока не видел. Но интересно, что главную роль в ней сыграл Данила Козловский, категорически не принявший события на Украине и даже обратившийся с соответствующим письмом к Владимиру Путину. Этот поступок вызвал бешенство у телевизионных пропагандистов, призвавших навсегда закрыть Козловскому доступ к отечественному экрану. И вот — пожалуйста. Но стоит отметить, что артист за границу не сбежал, а в послании президенту написал: это-де его сугубо личное мнение.
Ну а теперь о тех премьерах, со стартовыми сериями которых уже можно было познакомиться на фестивале «Пилот», на днях завершившемся в Иваново.
Гран-при жюри присудило сериалу «Приход» (на фото), который выйдет на платформе START. По сюжету, молодой дьякон готовится занять место настоятеля церкви в старинном городке вместо своего умирающего отца. Но неожиданно из столицы назначают другого батюшку. Тот ведет себя довольно странно для православного священника. Молодой герой начинает расследование и приходит к выводу, что московский ставленник — чуть ли на сам черт. И ему предстоит вступить в схватку со злом, чтобы защитить свой храм и его прихожан. Кстати, Филипп Янковский, сыгравший негодяя, был признан в Иваново лучшим актером.
А вот награду за лучшую женскую роль получила 20-летняя Василина Юсковец. Она сыграла в сериале «Сны Алисы». Это мистический триллер, действие которого происходит в маленьком северном городке. И тут не обошлось без колдовства и вековых проклятий. Наличествовала всякого рода фантастическая дрянь и в других конкурсных работах. Но что поделать?! Давно замечено: в кризисные моменты кинематографистов в массовом порядке тянет на всякую дьявольщину. И на них почему-то не действуют результаты соцопросов, свидетельствующих об абсолютном спокойствии, уверенности в завтрашнем дне и духоподъемных настроениях россиян.
В заключение отметим, что призы, получаемые на «Пилоте» за первые серии, вовсе не служат гарантией успеха фильма после его выхода в эфир целиком. Примером тому может служить проект «90-е. Весело и громко» — триумфатор первого фестиваля «Пилот», не снискавший особого успеха при показе на СТС. А он, между прочим, в Иваново был назван лучшим и профессиональным жюри, и зрителями. На сей раз мнения не совпали. Горожане выбрали «Друга на час». Здесь главный герой тоже врач, но обошлось без чертовщины. Сюжет таков. Педиатр выходит на пенсию. Накоплений нет, семьи тоже. Жена год назад ушла. Словом, тоска. Единственный выход — идти к экс-супруге, просить принять. Но перед этим надо уcтроить прощальный ужин, пригласив в качестве собутыльника «друга на час». Вдвоем они и отправляются на поиски приключений. Состав звездный: помимо Сергея Шакурова здесь снялись Евгения Симонова, Елена Валюшкина, Павел Деревянко и еще с десяток «первачей».