На Московском международном кинофестивале представили семейный документальный фильм авторского (и супружеского) тандема Анны и Дмитрия Шпиленков «Огненный лис». Эту историю, которая по накалу интриги и страстей может сравниться с лучшими «человеческими» романами – притом она реальна, а не выдумана, – действительно стоит смотреть семьями: и рассказывает она про семью, и главный ее посыл – показ любви как силы, творящей жизнь на планете и формирующей нас самих, неважно, люди мы или лисы.
Лисенок Ветер родился самым слабым в семье. Но единственный уцелел при нападении страшного врага – медведя: тот не заметил малыша. А дальше – все про то, как живое существо, наделенное чувствами и волей, борется за свой шанс на земле. Сначала надо просто не погибнуть в суровой, хотя богатой ресурсами камчатской тайге. Затем – завоевать благосклонность той, от одного вида которой перехватывает дыхание: и правда, красива эта лисица Лава. Но и зла, защищая свою территорию. Зато в какое чудо грации и очарования превращается, когда наконец принимает ухаживания.
А как милы родившиеся вскоре лисятки – в точности сам Ветер в своей родной семье. И какое похожее испытание выпадает на их долю: нападает медведь, и тут гипноз страшного воспоминания сбивает с толку – думая отвлечь хищника, Ветер бежит прочь, а на деле оставляет семейство беззащитным. Возвращаясь, видит переворошенную нору… и Лаву, сумевшую спрятать лисят в самом дальнем углу. Ликует – но те его не принимают, считая предателем. Понадобится еще много времени и испытаний, которые научат не впадать в панику и в критической ситуации принимать единственно верное решение. Так маленькому (взрослые лисы весят не больше 10 килограммов) храбрецу удается прогнать и волка, и – диво – самого медведя. После чего и сердце Лавы смягчилось.
А потом, как в песне, «все опять повторится сначала»– из помета выделится один особенно бойкий лисенок Принц, и теперь уже мы будем с волнением наблюдать за его первыми рискованными вылазками… Но тут фильм, который, как кажется, можно было бы продлить еще на одну серию, а потом еще на одну, и еще – заканчивается. Жизнь рода, к счастью, длиннее самой долгой киноленты.
Даже в сравнении с количеством материала, отснятого Шпиленками для конкретной картины, то, что попало на экран – капля в море: 250 терабайт видеосюжетов, запечатлевших 26 месяцев жизни Кроноцкого заповедника на Камчатке. Снимали и комариным летом, и в жестокую пургу. Казалось бы – вошли в саму семью Ветра: протяни руку – и дотянешься до великолепной огненной шерсти. Но то чудо современной длиннофокусной техники, фотоловушек – и человеческого терпения. В том-то и дело, что никакого общения между людьми и зверями не могло быть. Во-первых, в заповеднике подобное запрещено. Во-вторых – важно снять животных в их естественных условиях и привычках. А это так сложно! Начиная с того, что лисы быстро смекают: где человек, туда медведь ходить опасается. И – сами приходят к человечьему жилью спать в безопасности! Или наоборот: инстинктивно хлопнул ты себя по лбу, облепленному комарами, а в это время лисенок, которого ты ждал часами, выглянул – и испугавшись резкого звука спрятался, и сколько теперь тебе еще дежурить у камеры?.. Надо стать для лис максимально незаметными, слиться с пейзажем, превратиться в часть камчатской природы.
Задача почти невыполнимая. Под силу только таким энтузиастам и высочайшим профессионалам, как члены команды оператора и режиссера Дмитрия Шпиленка. Как он сам, как его спутница во всех делах Анна, ставшая сценаристом фильма. Повторю – ни в чем не выдуманного (разве что имена героям, конечно, дали люди). Кстати, из этих 250 терабайт можно было взять и массу иных сюжетов – например, о другой лисьей семье, которую снимали на протяжении полутора лет, но там случилась трагедия, которую даже видавшим виды натуралистам не захотелось выносить на экран. Была и мысль сделать главной героиней Лаву – но у нее, признался после показа Дмитрий, все складывалось как-то уж очень образцово, в вот Ветер оказался настоящей находкой – сего трудным путем преодоления бед и, главное, самого себя. С его ростом чувства ответственности и, что уж обиняками, характера. Ибо звери ничуть не меньше нас достойны этого определения. И тут, может быть, кроется главный смысл ленты: мы и природа едины, не сбережем ее – не уцелеем и сами.