В эти дни Московский областной государственный театр «Русский балет», информационным спонсором которого является «Труд», совершает большое гастрольное турне по городам Сибири, посвященное 50-летию творческой деятельности своего художественного руководителя, народного артиста СССР Вячеслава Гордеева.
Гастрольный тур начался с представления балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» в Чите. В программе турне показ этих двух шедевров на музыку Чайковского в Улан-Удэ и в Иркутске, в Братске и в Ангарске, в Красноярске, в Новокузнецке и в Кемерово. Организаторы юбилейного гастрольного тура поставили своей задачей вызвать всплеск интереса к искусству классического танца, вдохновить на творческий поиск исполнителей и балетмейстеров, критиков и журналистов, пишущих о балете. О подробностях турне рассказал «Труду» основатель и худрук «Русского балета», заведующий кафедрой хореографии Института театрального искусства РАТИ (ГИТИС) Вячеслав Гордеев.
— Особенность тура — не только демонстрация творческих достижений нашего театра за годы его существования. В процессе выступлений ведущие педагоги коллектива проведут мастер-классы для учащихся местных хореографических учебных заведений, балетных студий. Такое своеобразное продолжение нашей творческой деятельности, призванной еще больше укрепить плодотворное сотрудничество театра с новым поколением артистической молодежи, посвятившей себя искусству хореографии. А еще — популяризация русского классического балетного искусства, сохранение великого наследия русской классической школы. Известное выражение «Пушкин — наше все» для деятелей балетного театра трансформируется в «наше все — это Петипа». С Петипа, 200-летие которого мы отмечаем в марте, по сути, начался русский балет, его мировая слава и мировые достижения.
Француз по происхождению, Мариус Иванович не просто десятилетия работал в России, но и вошел в наше сознание как истинно русский художник. Итогом его совместной работы с Чайковским стали спектакли, которые востребованы во всем мире. Они — точка отсчета для любого художника, берущегося за воплощение этих партитур. И, к слову, никто еще не смог превзойти Петипа. Неиссякаемая фантазия сочинителя хореографических композиций от вариаций до многофигурных ансамблей не просто заложила постановочные традиции, но и стала той плодородной средой, на которой произрастали балетные цветы последующих гениев танца — балетмейстеров и исполнителей.
Напомним, что Вячеслав Гордеев — звезда мировой балетной школы, обладатель Первой премии Международного конкурса артистов балета, престижных призов «Душа танца», Мориса Бежара, «Танцующий Икар», выдающийся танцовщик, балетмейстер, педагог. В 1970-80-е годы премьер Большого театра, на самом пике своей творческой карьеры возглавил небольшой концертный ансамбль классического танца и сумел вывести его на высокий художественный уровень, подтвержденный присвоением статуса государственного театра. За эти годы коллектив превратился в один из ведущих России, в его репертуаре многоактные спектакли, огромный концертный репертуар.
Сегодня театр «Русский Балет» известен и любим ценителями танцевального искусства не только в России. В своей гастрольной деятельности за рубежом он вносит огромный вклад в популяризацию русского балета и повышение престижа российской культуры в мире. Публика с воодушевлением принимает труппу в странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Ближнего Востока. Большая часть репертуара — классическое наследие: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Золушка», «Коппелия», «Дон Кихот», «Шопениана», «Шехеразада», «Чиполино». Значительную часть репертуара составляют постановки самого Вячеслава Гордеева. В труппе более семидесяти танцовщиков, среди них заслуженные артисты, участники и победители международных конкурсов балета. В труппе постоянно работают и проходят стажировку артисты из Японии, Италии, США.
По мнению английской газеты «Western Morning News», «редко кому выпадает удача лицезреть современный талант России в таком блеске». В Германии «Русский балет» стал обладателем «Золотого билета», свидетельствующего о более чем стотысячной аудитории, посетившей его спектакли только в ходе одного турне. Театр, названный английским изданием TheJournal «витриной балетных талантов», был удостоен звания «Лучший балетный коллектив Европы», присвоенного Ассоциацией западноевропейских импресарио. Есть у театра и высокая российская театральная награда — престижная национальная премия имени Федора Волкова — основателя русского театра.
— Почему театр был назван «Русским балетом»?
— Сначала это был ансамбль «Классический балет», состоящий из 16 танцовщиков. Создавала его замечательная балерина Большого театра Ирина Викторовна Тихомирнова. Недомогание вынудило ее искать преемника, и она, зная о моем увлечении собственными постановками, предложила эту миссию мне. Поначалу, конечно, мы были еще слабенькими и ограничивались на гастролях показом концертных номеров — на целые спектакли тогда не замахивались. Но площадки были самые престижные: «Россия», Дворец съездов, «Олимпийский». Постепенно мы двигались к собственным полнометражным спектаклям. Фрагменты-то ведь были из самой что ни на есть балетной классики: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Жизель», «Спящая красавица». Обратите внимание — сплошь русская классика. Так стало очевидным и название коллектива: «Русский балет».
— Балеты на музыку Чайковского стали визитной карточкой коллектива?
— Скажу больше: организаторы гастролей театра за рубежом чаще всего просят нас привезти им именно знаменитую триаду: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящую красавицу». Объяснение простое: во-первых, считаю (и не только я!), что Чайковский — самый балетный композитор в мире. Плюс, конечно, Прокофьев и Стравинский. И в этом я вижу еще одну миссию театра — пропагандировать русское классическое хореографическое искусство. Потому, несмотря на свою большую занятость, согласился несколько лет назад возглавить кафедру хореографии в ГИТИСе.
— Балет, как известно, требует большой физической и эмоциональной нагрузки...
— Я бы добавил, что покоряется это искусство сильным, энергичным и образованным людям. Я и в далекой молодости вставал раньше других коллег к станку, и сегодня стараюсь не терять формы — каждое утро начинаю с класса. Вспоминаю давние гастроли вместе с Марисом Лиепой на Кипре. Он уже был довольно известен, а я только начинал карьеру в театре. И вдруг он заболевает, и мне приходится его подменять. Приходилось танцевать по семь номеров в концерте. Помню, меня переодевали 13 человек из обслуги. Я танцевал и «Пламя Парижа», и «Дон Кихот», и «Шопениану». Уставал так, что на ноги трико не мог натянуть — руки не слушались. Потом он мне признался: «Ты видишь, я в таком возрасте, что в любой момент могу заболеть, и это печально». Я вспоминаю теперь тот разговор и все время думаю, а смогу ли быть в такой же форме через две-три недели, чтобы выглядеть собранным. Поэтому и заставляю себя придерживаться того же режима, что и много лет назад.
— Что помогает вам рассмотреть в своих учениках будущую балетную звезду?
— Я вообще противник, чтобы кого-то называли звездой. За долгие годы пришел к мысли, что талантливее нашей молодежи в мире нет. Именно она, исполняя за рубежом русскую классику, помогла России занять ведущие позиции в балете. А вообще, когда я беру на свой курс талантливых новичков, мой принцип — не мешать им совершенствоваться.
— Наверное, не все знают, что вы, пожалуй, единственный в мире артист балета, который умудрился еще и окончить журфак МГУ?
— За что очень благодарен своему наставнику Ясену Николаевичу Засурскому — дай бог ему здоровья. А получилось это, когда я принимал участие в создании журнала «Советский балет». Не люблю дилетантов, которые берутся рецензировать наше искусство, разбираясь в этом, мягко говоря, не очень. И, кстати, после окончания учебы я пошел и в аспирантуру.
— Оглядываясь в прошлое, могли бы назвать самую памятную гастроль руководимого вами театра?
— Это было под Новый 2015 год в Германии, где, кстати, мы гастролируем подряд уже более трех десятилетий. Мы стали тогда единственным российским коллективом, удостоенным чести выступить на праздновании, посвященном годовщине Евросоюза. Танцевали под Девятую симфонию Бетховена при плюс четырех градусах. Представляете состояние артистов в тонких трико и в пачках? Но ребята не ударили лицом в грязь перед миллионной аудиторией у Бранденбургских ворот. За три с половиной минуты мы показали фрагменты из 14 балетных постановок. Публика сотрясала воздух овациями, зрелище было грандиозное. Это незабываемо!