Главная Культура 21:24 22 Марта 2018 3171
Вячеслав Гордеев: Чайковский - самый балетный композитор в мире!

Основатель и худрук «Русского балета» рассказал «Труду» о подробностях больших гастролей по городам Сибири

Анатолий Журин
Гастрольный тур начался с представления балета «Лебединое озеро» в Чите

В эти дни Московский областной государственный театр «Русский балет», информационным спонсором которого является «Труд», совершает большое гастрольное турне по городам Сибири, посвященное 50-летию творческой деятельности своего художественного руководителя, народного артиста СССР Вячеслава Гордеева.

Гастрольный тур начался с представления балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» в Чите. В программе турне показ этих двух шедевров на музыку Чайковского в Улан-Удэ и в Иркутске, в Братске и в Ангарске, в Красноярске, в Новокузнецке и в Кемерово. Организаторы юбилейного гастрольного тура поставили своей задачей вызвать всплеск интереса к искусству классического танца, вдохновить на творческий поиск исполнителей и балетмейстеров, критиков и журналистов, пишущих о балете. О подробностях турне рассказал «Труду» основатель и худрук «Русского балета», заведующий кафедрой хореографии Института театрального искусства РАТИ (ГИТИС) Вячеслав Гордеев.

— Особенность тура — не только демонстрация творческих достижений нашего театра за годы его существования. В процессе выступлений ведущие педагоги коллектива проведут мастер-классы для учащихся местных хореографических учебных заведений, балетных студий. Такое своеобразное продолжение нашей творческой деятельности, призванной еще больше укрепить плодотворное сотрудничество театра с новым поколением артистической молодежи, посвятившей себя искусству хореографии. А еще — популяризация русского классического балетного искусства, сохранение великого наследия русской классической школы. Известное выражение «Пушкин — наше все» для деятелей балетного театра трансформируется в «наше все — это Петипа». С Петипа, 200-летие которого мы отмечаем в марте, по сути, начался русский балет, его мировая слава и мировые достижения.

Француз по происхождению, Мариус Иванович не просто десятилетия работал в России, но и вошел в наше сознание как истинно русский художник. Итогом его совместной работы с Чайковским стали спектакли, которые востребованы во всем мире. Они — точка отсчета для любого художника, берущегося за воплощение этих партитур. И, к слову, никто еще не смог превзойти Петипа. Неиссякаемая фантазия сочинителя хореографических композиций от вариаций до многофигурных ансамблей не просто заложила постановочные традиции, но и стала той плодородной средой, на которой произрастали балетные цветы последующих гениев танца — балетмейстеров и исполнителей.

Напомним, что Вячеслав Гордеев — звезда мировой балетной школы, обладатель Первой премии Международного конкурса артистов балета, престижных призов «Душа танца», Мориса Бежара, «Танцующий Икар», выдающийся танцовщик, балетмейстер, педагог. В 1970-80-е годы премьер Большого театра, на самом пике своей творческой карьеры возглавил небольшой концертный ансамбль классического танца и сумел вывести его на высокий художественный уровень, подтвержденный присвоением статуса государственного театра. За эти годы коллектив превратился в один из ведущих России, в его репертуаре многоактные спектакли, огромный концертный репертуар.

Сегодня театр «Русский Балет» известен и любим ценителями танцевального искусства не только в России. В своей гастрольной деятельности за рубежом он вносит огромный вклад в популяризацию русского балета и повышение престижа российской культуры в мире. Публика с воодушевлением принимает труппу в странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Ближнего Востока. Большая часть репертуара — классическое наследие: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Золушка», «Коппелия», «Дон Кихот», «Шопениана», «Шехеразада», «Чиполино». Значительную часть репертуара составляют постановки самого Вячеслава Гордеева. В труппе более семидесяти танцовщиков, среди них заслуженные артисты, участники и победители международных конкурсов балета. В труппе постоянно работают и проходят стажировку артисты из Японии, Италии, США.

По мнению английской газеты «Western Morning News», «редко кому выпадает удача лицезреть современный талант России в таком блеске». В Германии «Русский балет» стал обладателем «Золотого билета», свидетельствующего о более чем стотысячной аудитории, посетившей его спектакли только в ходе одного турне. Театр, названный английским изданием TheJournal «витриной балетных талантов», был удостоен звания «Лучший балетный коллектив Европы», присвоенного Ассоциацией западноевропейских импресарио. Есть у театра и высокая российская театральная награда — престижная национальная премия имени Федора Волкова — основателя русского театра.

— Почему театр был назван «Русским балетом»?

— Сначала это был ансамбль «Классический балет», состоящий из 16 танцовщиков. Создавала его замечательная балерина Большого театра Ирина Викторовна Тихомирнова. Недомогание вынудило ее искать преемника, и она, зная о моем увлечении собственными постановками, предложила эту миссию мне. Поначалу, конечно, мы были еще слабенькими и ограничивались на гастролях показом концертных номеров — на целые спектакли тогда не замахивались. Но площадки были самые престижные: «Россия», Дворец съездов, «Олимпийский». Постепенно мы двигались к собственным полнометражным спектаклям. Фрагменты-то ведь были из самой что ни на есть балетной классики: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Жизель», «Спящая красавица». Обратите внимание — сплошь русская классика. Так стало очевидным и название коллектива: «Русский балет».

— Балеты на музыку Чайковского стали визитной карточкой коллектива?

— Скажу больше: организаторы гастролей театра за рубежом чаще всего просят нас привезти им именно знаменитую триаду: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящую красавицу». Объяснение простое: во-первых, считаю (и не только я!), что Чайковский — самый балетный композитор в мире. Плюс, конечно, Прокофьев и Стравинский. И в этом я вижу еще одну миссию театра — пропагандировать русское классическое хореографическое искусство. Потому, несмотря на свою большую занятость, согласился несколько лет назад возглавить кафедру хореографии в ГИТИСе.

— Балет, как известно, требует большой физической и эмоциональной нагрузки...

— Я бы добавил, что покоряется это искусство сильным, энергичным и образованным людям. Я и в далекой молодости вставал раньше других коллег к станку, и сегодня стараюсь не терять формы — каждое утро начинаю с класса. Вспоминаю давние гастроли вместе с Марисом Лиепой на Кипре. Он уже был довольно известен, а я только начинал карьеру в театре. И вдруг он заболевает, и мне приходится его подменять. Приходилось танцевать по семь номеров в концерте. Помню, меня переодевали 13 человек из обслуги. Я танцевал и «Пламя Парижа», и «Дон Кихот», и «Шопениану». Уставал так, что на ноги трико не мог натянуть — руки не слушались. Потом он мне признался: «Ты видишь, я в таком возрасте, что в любой момент могу заболеть, и это печально». Я вспоминаю теперь тот разговор и все время думаю, а смогу ли быть в такой же форме через две-три недели, чтобы выглядеть собранным. Поэтому и заставляю себя придерживаться того же режима, что и много лет назад.

— Что помогает вам рассмотреть в своих учениках будущую балетную звезду?

— Я вообще противник, чтобы кого-то называли звездой. За долгие годы пришел к мысли, что талантливее нашей молодежи в мире нет. Именно она, исполняя за рубежом русскую классику, помогла России занять ведущие позиции в балете. А вообще, когда я беру на свой курс талантливых новичков, мой принцип — не мешать им совершенствоваться.

— Наверное, не все знают, что вы, пожалуй, единственный в мире артист балета, который умудрился еще и окончить журфак МГУ?

— За что очень благодарен своему наставнику Ясену Николаевичу Засурскому — дай бог ему здоровья. А получилось это, когда я принимал участие в создании журнала «Советский балет». Не люблю дилетантов, которые берутся рецензировать наше искусство, разбираясь в этом, мягко говоря, не очень. И, кстати, после окончания учебы я пошел и в аспирантуру.

— Оглядываясь в прошлое, могли бы назвать самую памятную гастроль руководимого вами театра?

— Это было под Новый 2015 год в Германии, где, кстати, мы гастролируем подряд уже более трех десятилетий. Мы стали тогда единственным российским коллективом, удостоенным чести выступить на праздновании, посвященном годовщине Евросоюза. Танцевали под Девятую симфонию Бетховена при плюс четырех градусах. Представляете состояние артистов в тонких трико и в пачках? Но ребята не ударили лицом в грязь перед миллионной аудиторией у Бранденбургских ворот. За три с половиной минуты мы показали фрагменты из 14 балетных постановок. Публика сотрясала воздух овациями, зрелище было грандиозное. Это незабываемо!

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

При поддержке «Роснефти» Индия принимает премьеру ледового шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады» 

Фото предоставлены организаторами мероприятия

Представление в течение трех дней пройдет на спортивном стадионе EKA ARENA Ахмадабада.  Специально для шоу на стадионе установлена ледовая площадка, для создания которой было использовано более 100 тонн настоящего льда. Сюжет ледового...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 7602
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7588
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?