Беспрецедентный минус
Сначала отмечалось, что ни в одной стране кризисный
В январе россияне купили всего 74 086 автомобилей — это минимальный месячный показатель с начала кризиса. Падение продаж к январю 2009 года составило 37%, подсчитали в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. В феврале продажи в России продолжили падение по отношению к прошлому году: за весь прошлый месяц россияне приобрели 87 033 машины, что на 34% меньше, чем в феврале 2009 года.
А вот в Европе с начала года продажи автомобилей, напротив, выросли. В январе рост составил 12,9%, а в феврале — 3% по сравнению с аналогичными периодами 2009 года, говорится в отчете Европейской ассоциации автопроизводителей. По словам аналитиков, положительная динамика на европейском авторынке замедлилась, так как программы утилизации в странах Западной Европы закончились.
Сокращается и импорт автомобилей в Россию. В 2009 году в страну завезли всего 520 тысяч легковушек, то есть на 74% меньше, чем в 2008 году. В первую очередь на это повлияло повышение таможенных пошлин, отмечают в аналитическом агентстве «АВТОСТАТ». Не стоит рассчитывать на увеличение потока иномарок и в нынешнем году.
«В этом году импорт будет расти, но медленнее, чем сборка иномарок в стране. Ведь высокие таможенные пошлины сохраняются», — говорит заместитель директора «АВТОСТАТа» Сергей Удалов.
Цены растут
Сейчас, по данным «АВТОСТАТа», россияне в среднем тратят на покупку автомобиля около 19 тысяч долларов. При этом в прошлом году 25% проданных легковушек попадали в диапазон от 6 до 10 тысяч долларов. В основном это были вазовская классика и ряд бюджетных иномарок нашей сборки. По оценкам «АВТОСТАТа», по сравнению с докризисным периодом продажи автомобилей стоимостью до 10 тысяч долларов увеличились в два раза.
Однако это не говорит о том, что автопроизводители решили снизить цены. «Россияне, выбирая автомобиль, сейчас отказываются от дополнительных функций, которые влияют на его стоимость. Отсюда и снижение затрат на покупку транспорта», — пояснил «Труду» аналитик ИК «ФИНАМ» Алексей Захаров.
Между тем зарубежные производители, поставляющие автомобили в нашу страну, повышают стоимость своей продукции. По оценкам Захарова, начиная с прошлого года цена иномарок уже подросла в среднем на 20% опять же
За иностранными автопроизводителями потянулись и российские. Стоимость отечественных легковушек, по подсчетам Минэкономразвития, за этот же период увеличилась на 30%. Тенденция сохраняется и в этом году. Российские автопроизводители заявили, что повышают цены на машины. Так, продукция «АвтоВАЗа» уже подорожала в среднем на 2–3%. Автогигант объясняет это тем, что качество легковушек улучшается и, соответственно, растут затраты.
Однако эксперты полагают, что дело, скорее всего, в проводимой господдержке российского автопрома и стартовавших программах льготного автокредитования и утилизации. «Производители рассчитывают, что россияне будут участвовать в них, а значит, продажи пойдут вверх, и на этом можно будет сделать дополнительную выручку», — говорит Алексей Захаров.
Прогноз
Эксперты компании PricewaterhouseCoopers дают разные варианты развития событий. По пессимистичному прогнозу, рынок в этом году упадет еще на 5%, по оптимистичному — можно ждать роста на 15% по отношению к 2009 году. Российские аналитики считают, что в этом году продажи автомобилей в нашей стране составят от 1,5 до 1,7 миллиона. «По нашим прогнозам, сильнее всего — на 12% — вырастут продажи иномарок российской сборки», — сообщил «Труду» аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Романов.
Кстати, с начала года у россиян сменились приоритеты относительно иномарок. Довольно длительное время лидером был Chevrolet. Теперь же, по данным АЕБ, тройку лидеров по продажам иномарок возглавляет корейская Hyundai, на втором месте еще один корейский бренд — Kia. Chevrolet же оказался на третьей позиции.
По мнению Захарова, смена лидеров в сегменте иномарок в очередной раз подтверждает, что россияне предпочитают дешевые автомобили, без претензий, но с приличным качеством.
Между тем Россия рискует остаться практически без отечественных автомобилей. «АВТОСТАТ» прогнозирует, что через три года доля российских автомобилей на рынке не превысит 17,8%. Российские автопроизводители могут стать просто площадкой для сборки иномарок.