Из года в год число обманутых покупателей растет. Россиянам продают просроченный товар, обсчитывают на кассе, а половина из них даже не подозревают, что их законные права нарушены. При этом почти 40% населения не знают, как их защитить.
43% россиян признались, что в прошлом году столкнулись с некачественными товарами и услугами. Таковы результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). На самом деле нарушение прав потребителей происходит в 80% случаев, рассказал «Труду» юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов. Просто половина обманутых покупателей, по его словам, даже не подозревают об этом.
Чем дальше, тем хуже
За последний год число нарушений прав потребителей выросло. По данным Союза потребителей России, граждане стали чаще покупать товар плохого качества. Если в 2008 году это коснулось 55% покупателей, то в прошлом — уже 60%. Выросла доля тех, чьи права были нарушены в коммунальной сфере (с 38 до 44%). Чаще некачественные услуги стали получать пациенты (рост с 24 до 27%). А с подделками и контрафактом столкнулись уже не 15% граждан, а 19%.
Пятая часть россиян, по данным ВЦИОМа, не ведают, что их права на получение качественных товаров и услуг защищены законом. 64% граждан слышали об этом, но имеют смутное представление. И только каждый десятый знает, в чем эти права заключаются. При этом треть населения не в курсе, куда обращаться, если они нарушены. В основном это люди, которые едва сводят концы с концами, селяне и жители дальневосточных округов.
Дело рук покупателя
При покупке некачественного товара сначала надо обратиться в саму торговую точку. Следует предъявить кассовый чек и гарантийный талон (если он предусмотрен), чтобы подтвердить, что товар был приобретен именно здесь. Но даже если нет чека и талона, доказать это могут свидетели — например, знакомый, который присутствовал при этом (согласно закону «О защите прав потребителей»). Покупатель вправе требовать обмена товара или возврата денег. Если получен отказ, следует обращаться в суд, а также в местный отдел по защите прав потребителей (контакты обязаны сообщить в местной администрации).
Если товар оказался просроченным, а также если покупателя обвесили или обсчитали на кассе, доказать самому это будет сложнее. Об этом следует заявить в местный филиал Роспотребнадзора, чтобы была проведена проверка или «контрольная закупка». Если будет признано, что у аналогичного товара истек срок годности или в магазине обвешивают, торговую точку обяжут компенсировать ущерб.
Если нарушены гражданские права покупателя — например, человек получил травмы, поскользнувшись на плохо почищенных ступенях, — прежде всего нужно обратиться в милицию, чтобы зафиксировать само происшествие, после чего с протоколом идти в организацию, которая стала тому виновником (например, в коммунальную службу, которая отвечает за чистоту ступеней), и требовать компенсации как ущерба (средств, необходимых для лечения полученных травм), так и морального вреда. В случае отказа — обращаться в суд, где предъявить протокол о правонарушении. Без него доказать
Цифры
- 360 тысяч жалоб россиян на качество товаров и услуг поступило в прошлом году
- 260 тысяч обращений по поводу нарушения потребительских прав было отмечено в 2008 году
- 1850 судебных разбирательств по поводу нарушения прав потребителей в 2009 году завершились в пользу истца
- 2120 дел было выиграно в суде потребителями в 2008 году
- 30 процентов покупателей сталкивались с отказом продавца обменять некачественный товар или вернуть деньги
Источник: Союз потребителей РФ