Клип украинской группы Kazka «Плакала» собрал пару сотен миллионов просмотров, и львиную долю из этих миллионов обеспечили пользователи из России. И это притом что каждый день на нас с телеэкрана брызжут слюной самые страстные отечественные пропагандисты, доказывая, какие русофобы живут по ту сторону границы, как они тайно и явно мечтают, чтоб нам всем здесь поскорее настал конец.
А мы все равно кликаем и слушаем, как там спiвають пiснi, и греют душу нам эти напевы ничуть не меньше, чем нашим мамам и бабушкам «Рiдна мати моя» и «Знову цвiтуть каштани». А может, даже больше.
Коллектив Kazka — новый, основан в 2017-м и никогда не заявлял о желании отправиться на российские гастроли. При нынешнем состоянии отношений между странами делать такие заявления рискованно. Зато интернет, пока еще не ставший суверенным, не признает границ, и песню неведомой Kazka полюбили в России так же, как в недавние годы любили хиты «Воплей Видоплясова», «Океана Эльзы» и «Бумбокса». Песня «Плакала» зазвучала и на радиостанциях — политика политикой, а от слушателя все еще зависят и рейтинг станции, и, соответственно, привлекательность для рекламодателей.
Kazka не единственный пример того, как музыка стирает политические барьеры. Песни групп «Пятница» и «Бумбокс» с удовольствием поют уличные музыканты, текст украиноязычной «Я не сдамся без бою» Святослава Вакарчука многие в России помнят наизусть, в «Голосе» и других шоу нередко звучат украинские песни — к восторгу зрителей и жюри.
Более того: российский шоу-бизнес по-прежнему остро нуждается в притоке свежей крови с Украины. Кто становился суперзвездами в России за последние пять лет? Ани Лорак и Светлана Лобода. Чуть раньше засверкала Елка, блеснула юная поросль — Иван Дорн, Луна, группа «Грибы»...
Как они это делают? Видимо, дело в музыкальной культуре и традициях Украины с их распевностью, мелодичностью. В России тоже хватает талантливых композиторов и певцов, но давно возникло ощущение, что они... как бы это сказать... все время одни и те же. Мы привыкли к ним, не вылезающим с экрана, как к родственникам, от которых грех отказываться, если даже очень хочется. Но иногда все-таки хочется чего-то новенького. И если свои артисты запрос выполнить не способны, слушаем украинских, где новому таланту проще пробиться к публике.
Конечно, политики в Киеве и Москве постарались сделать все, чтобы затруднить взаимопроникновение и культурное сотрудничество. Чего стоят запреты на въезд, травля тех, кто все-таки решился выступить на «вражеской» территории. Однако пока еще кое-что зависит и от народов. Если в России хотят слушать Kazka, запретить можно только при полном закрытии интернета и радиовещания. Если на Украине тянутся к русскоязычным хитам Лободы, бессмысленно называть ее «предательницей» и срывать концерты: зрители, заплатившие за билеты, — весомая сила.
Лидер «Океана Эльзы» Святослав Вакарчук отказался бороться за пост президента Украины, хотя со своей популярностью имел неплохие шансы победить на выборах. Но музыкант говорит: «В джинсах я сделаю больше, чем в галстуке». И ведь он прав: когда в политику рвутся творческие натуры, это очень редко идет на пользу народу, стране и искусству. И в России, и на Украине хватает тех, кто старается подбросить дровишек в огонь разногласий. Но со стороны заметно, что агрессивная политическая активность плохо влияет на творчество. Ругательства в адрес соседей есть, а хорошие песни куда-то пропали.
Впрочем, прекраснодушные призывы «Ребята, давайте жить дружно!» тоже не работают. Зато работают дела. Музыкантов, которые с успехом выступают в обеих странах, можно обвинить в конформизме за то, что они не делают громких заявлений и ведут себя так, будто конфликта нет. Но это, видимо, сейчас наиболее правильная модель поведения для творческого человека. Сочинять и исполнять песни, которые разрушают любые заборы без единого выстрела, — вот настоящая культурная дипломатия.
Спасибо, Kazka!