ДОВЕРЯЙ, НО НЕ ВСЕГДА
Предупреждает наш читатель Виктор Сомов
Ехал, как человек, никого не трогал. Сзади плелся "мерс" - не чета моей "волжанке". Перед перекрестком я поднажал на газ, чтобы проскочить на желтый, но в последний момент передумал, даванул тормоз. Бэмс! "Мерин" въехал в меня. Выскочил, смотрю - помят бампер. У моего обидчика увечье посерьезней - фара разбита. Дохлая конструкция: фары сидят на уровне моего бампера - очень непрактично и опасно. Но мне-то что?! Ударил сзади, значит, виноват: не держал дистанцию. Водитель "мерса", вздыхает, но вину признает. Говорит, дескать, давай сами договоримся. Предлагает 500 рублей. Взял я, сел я за руль и уехал. А через некоторое время меня вызывает следователь, говорит, что я оставил место ДТП, что мне светит 15 суток, штраф, лишение прав на год. В общем, запугал. Чтобы замять дело, пришлось давать взятку и оплатить фару "мерса" поганого из своего кармана. Залетел на 600 долларов. До суда доводить не стал - вышло бы себе дороже: адвокат, потерянное время и нервы... Да и не знал, выиграю дело или нет.
КОММЕНТАРИЙ ВЕДУЩЕГО
Виктор сделал несколько ошибок и, видимо, нарвался на знатока законов, который и воспользовался неграмотностью нашего читателя. Выиграть дело в суде было бы очень проблематично. В статье 12.27, части 2 КоАП записано, что оставление водителем места ДТП влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 МРОТ (1000 - 1500 рублей), или лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года, или административный арест на срок до 15 суток. Но покидать место ДТП все же можно. Но при этом следует ни на йоту не отступать от пунктов, записанных в правилах дорожного движения. В статье 2.5 говорится: "При ДТП водитель, причастный к нему, обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее медучреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия; освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции".
Если пострадавших нет, а ущерб незначительный, то договариваться с водителями на месте тоже можно. Тут есть два варианта. Один записан в ПДД, в статье 2.6: "Если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост ДПС или в орган милиции для оформления происшествия". О втором варианте читайте в моем репортаже.
МОРАЛЬНЫЙ УЩЕРБ ОПЛАТИЛИ ВИНОМ
Так завершилось ДТП, в которое попал ведущий АВТОномии
Сворачиваю с Сущевского вала к Савеловскому вокзалу. Заблаговременно торможу - чин-чинарем. Удар сзади. Смотрю ущерб: бампер и фонарь на моей старенькой бээмвэшке - на замену. Я предложил водителю компенсировать мои убытки на месте. Сошлись на какой-то сумме, и Жора поехал просить деньги у отца. Машина осталась.
Пока он ездил, я сделал то, что должен делать водитель после аварии. Составил план - начертил на листке. Написал время, нашел двух свидетелей, которые подписали, что план верен и оставили свои координаты. На счастье, со мной был фотоаппарат, и я все заснял: расположение машин с четырех сторон, помятый бампер и разбитый фонарь. И план, и фото для гаишников - доказательства моей правоты.
С папой и, как оказалось, настоящим владельцем машины разговор начался на высоких тонах. Платить он не хотел. Не пожелал и подписывать составленную мной схему ДТП. Вдруг рядом тормознула машина ДПС. Я нашелся и сказал, что собираюсь тащить на буксире "Волгу" . Гаишник отчалил. А хозяин стал сговорчивей. Он не только подписал план, но дал задаток (500 долларов) и обещал завтра же отремонтировать мою "старушку". Деньги после этого я бы ему возвратил.
Я не надеялся на обещанный ремонт. Но ошибся. Он был сделан в срок и качественно. После этого Сано, отец виновника "торжества", сказал: "А теперь поедем ко мне домой компенсировать моральный ущерб. Посидим, как люди". Так я оказался в хорошей семье. Стол был прекрасный. За бокалом хорошего вина лились хорошие разговоры и обнажились хорошие чувства. Мы же люди!
РАЗБОР ПОЛЕТОВ
Ответы и комментарии к тесту, опубликованному в прошлом выпуске АВТОномии
Ситуация 1. Обгон лучше сделать после перекрестка. Вы не знаете, куда будет поворачивать грузовик с второстепенной дороги. Вас он вряд ли видит.
Ситуация 2. Сбросить газ и ждать, какой маневр сделает водитель идущего впереди автомобиля. Уверенности в том, что он поймет ваши действия, глядя в зеркало заднего вида, нет.
Ситуация 3. Нужно снизить скорость и пройти поворот за автопоездом. Тягачи с прицепом часто заносит. Кроме того, грузовики, чтобы не терять скорость, срезают углы на поворотах.
Ситуация 4. Обгонять автобус надо, когда он тронулся. До этого из-за него может выскочить пассажир. Так часто делают дети.
Ситуация 5. Лучше снизить скорость или, наоборот, увеличить, чтобы разминуться со встречной машиной не на повороте, а на прямом участке дороги. Водитель грузовика может не вписаться в поворот.
Ситуация 6. Снизить или увеличить скорость с таким расчетом, чтобы разойтись со встречным авто до сужения дороги или за ним.
Ситуация 7. Не спешите с поворотом: возможно, за автобусом кто-нибудь "прячется".
Ситуация 8. В таких и похожих ситуациях сворачивайте только вправо, но не на встречную полосу. Проснувшись или очнувшись от "глубоких дум", водитель встречного грузовика резко возьмет вправо, чтобы вернуться на свою полосу. Если же он будет продолжать ехать в вашу сторону, то, на крайний случай, можно съехать в кювет.
ХАЛЬБЕВАКС НАМ НЕ УКАЗ
В Европе расчет цены на машину, побывавшую в ДТП, производится по методу Хальбевакса, где учитывается порядка десяти параметров, начиная от пробега и возраста машины и заканчивая стоимостью чуть ли не каждого движения мастера, который производит ремонт. У нас, как правило, от рыночной стоимости автомобиля отнимаются затраты на ее восстановление. А дальше - как договорятся участники сделки. Чтобы ориентироваться, мы приводим средние цены в рублях по Москве на основные работы с "Жигулями" последних моделей после ДТП.
А КАК ЛУЧШЕ? СПРАШИВАЕТ ЧИТАТЕЛЬ К. ДЕМЬЯНЕНКО
Мою машину стукнули в левый бок. В ГИБДД документы для предъявления в страховую компанию мне выписали. А в них указали, что моей вины в ДТП нет. И вот тут-то начались мытарства. Оказывается, чтобы произвести оценку ущерба, надо присутствие виновника ДТП. А где его искать? Послали телеграмму, - он не явился. Волынка тянется. Рассказал случай друзьям. Они говорят, что для Каско не надо было вызывать ГИБДД на место ДТП, а уехать, поставить машину около дома, а утром вызвать сотрудников ГИБДД. Тогда бы страховщики все сделали быстро. Может, так и надо было поступить?
Ведущий рубрики