Сводки с "водочных фронтов" напоминают боевые. В Ставрополе изъято 6 тысяч фальсифицированных бутылок у безработного гражданина. В Прокопьевске за одну неделю население по телефонам доверия сообщило властям 237 адресов, в результате проверки которых изъято свыше 3000 литров поддельной водки, 50 литров самогона и 713 литров браги. С начала февраля сотрудниками внутренних дел в Пскове найдено более 100 литров самогона и 2000 литров браги. Во Владивостоке обнаружен подпольный цех по производству алкогольной продукции.
И, похоже, конца и краю этому не видно - деятельность бутлегеров приносит им все больше доходов, потому что легальная водка продолжает дорожать. С нового года на нее в очередной раз повысили (на 12 процентов) акцизы, производители эти дополнительные затраты уже включили в стоимость продукции. В среднем каждая бутылка выросла в цене на 3-4 рубля. Между тем в провинции уже выявили печальную закономерность: чем выше акцизы, тем больше смертей от алкогольных отравлений.
В Псковской области приводят такие цифры - в 1997 году (акциз - 9 рублей) умерло 154 человека, в 1998-м (акциз - 10 рублей) - 143. В 1999 году акциз вырос еще на два рубля, смертность - на 15 человек. В 2000 году, когда акциз подпрыгнул до 16,8 рубля, погибли 280 человек.
Специалисты при этом отмечают, что в целом по России за минувшие два года акциз на ликероводочные изделия увеличился на 47 процентов. При этом при реальном потреблении спиртных изделий от 250 до 350 млн. дал, их официальное производство в два раза меньше. Каждая вторая поллитровка - "левая".
К чему это приводит, объяснять не надо. В любой больнице вам расскажут десятки случаев из повседневной практики, когда люди травились, становились инвалидами, умирали от спиртного, купленного, казалось бы, в надежных магазинах. К сожалению, нелегальная суррогатная водка встречается даже в фирменных торговых точках. Может быть, стоит даже за однократное нарушение лишать лицензии на торговлю спиртным?
Регулировать водочный рынок сегодня сложно также из-за дефицита объективной информации. Сколько действительно в России пьют и чем травятся, точно не знает никто. Одни и те же цифры, в зависимости от интересов чиновников, отличаются даже по отдельно взятым регионам в несколько раз. В Татарстане на заседании правительства одно министерство доказывало, что на местном рынке не более 15, другое - около 45 процентов фальсифицированного спиртного. При этом, по экспертным оценкам, в республике в прошлом году от отравления алкоголем погибли не менее 3500 человек.
Деньги в этом бизнесе сегодня вращаются такие, что любые бумажные преграды сметаются рублевым шквалом. Заинтересованы в "пьяных рублях" не только водочные короли, но и власти. С каждой проданной поллитровки только в региональные бюджеты идет в виде налогов около 8-9 рублей.
Единственным реальным выходом из положения видится на сегодня ужесточение репрессивных мер со стороны правоохранительных органов. Но, как правило, бутлегеры чувствуют себя в России достаточно комфортно. Имеющий в активе пять судимостей преступник неоднократно попадается на организации оптово-розничной торговли с "левой водкой". А в результате получает - два года лишения свободы. Нашли подпольный склад с 20 тысячами бутылок несертифицированного спиртного. Так "градусы" пришлось вывозить аж под охраной спецназа - настолько серьезное было давление со стороны "братков" на представителей правоохранительных органов. Ситуация складывается такая, что многим россиянам каждый праздник поневоле приходится гадать - суррогат перед ним или сертифицированное изделие? Выпить, конечно, можно, только удастся ли снова налить?