Квартира эта в Звездном городке – не бог весть какие хоромы. Двухкомнатная, в которой 41-летний сын прославленного космонавта и сам уже отработавший на орбите 188 суток Герой России живет с женой и двумя детьми: 18-летним сыном и 9-летней дочкой. Но и этих стен семья Романа Юрьевича, в среду отправившегося в очередную звездную командировку, может лишиться.
В начале нынешнего года действующим российским звездоплавателям, пришедшим в Центр подготовки космонавтов (ЦПК) имени Ю.А. Гагарина из военной авиации, был предложен нелегкий выбор: хочешь в космос – увольняйся из армии. Полковник ты или подполковник – неважно, генералом уже не будешь. Для многих офицеров, выбравших военную стезю по велению сердца, верой и правдой служивших своей стране, это было непонятно и обидно. Переживая, писали заявления об увольнении «по собственному желанию», чтобы остаться в отряде ЦПК.
Но, покинув ряды Вооруженных сил, космонавты автоматически лишились права занимать служебную квартиру, в которой проживали со своими семьями. По закону Министерство обороны должно предоставить взамен освобождаемого служебного другое жилое помещение – постоянное и неслужебное. Но при бывшем министре Анатолии Сердюкове этот закон выполнялся из рук вон плохо. Вот и космонавты, отправленные в запас не по доброй воле, должны теперь отдать свои квартиры.
Драматизм ситуации в том, что другого жилья у них нет, и когда получат ключи от новых квартир, никому неизвестно. Как быть? Ответа нет… Получается, не на космической орбите, а на Земле наши герои оказались в бюрократической, изматывающей невесомости.
Один из космонавтов, попавших под пресс несправедливости, – полковник в запасе, Герой России Роман Романенко. Он, повторю, представитель космической династии. Его отец Юрий Романенко трижды летал в космос и вряд ли мог предположить, что сын, принявший у него космическую эстафету, будет испытывать такие проблемы с элементарным жильем. В минувший вторник я позвонил на космодром Байконур – за день до старта корабля «Союз ТМА-07М», на котором Роман Романенко (командир экипажа), канадец Крис Хадфилд и американец Томас Машберн отправились в пятимесячную экспедицию на Международную космическую станцию, где им предстоит провести полторы сотни экспериментов, а также выходить в открытый космос. Но поговорить супруге космонавта Юлии Леонидовне я предложил не о программе полета, а о вполне земных делах.
«Все мысли мои сейчас – о предстоящем полете мужа, – сказала она. – Знаю, как он мечтал о нем и сколько работал, готовясь к нему. Но и про квартирный вопрос не могу забыть. Нерешенность его очень осложняет жизнь. В 2001‑м нам дали служебную «двушку». Сейчас у нас двое детей, все живем вместе. В 2011-м встали в очередь на квартиру в Москве. Но пока никаких обнадеживающих известий. Откровенно говоря, очень устали от всей этой нервотрепки. Ведь служебную нужно освобождать, а куда нам деться-то? Горько, обидно…»
За Романа Романенко и его семью хлопочет в высоких инстанциях депутат Государственной думы, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции, доктор юридических наук Денис Вороненков. Он учился вместе с Романом в Суворовском училище четверть века назад, и с тех пор они поддерживают добрые отношения. «Знаю Романенко давно, это человек чести и долга», – сказал мне депутат. Он подчеркивает, что не просит никаких привилегий для космонавта, только исполнения закона.
Но даже такой «тяжелой артиллерии» оказалось недостаточно, многомесячная переписка с высокими должностными лицами, по сути, ни к чему не привела. Тем не менее полученные ответы, на мой взгляд, являются любопытными документами. Приведу наиболее яркие отрывки из этих писем.
«14 мая 2012 года. Председателю правительства Д.А. Медведеву
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! 6 мая 2010 года в Кремле вы торжественно вручили летчику-космонавту Романенко Р.Ю. золотую звезду Героя России… Теперь при увольнении из Вооруфженных сил космонавт может не только лишиться служебной квартиры в Звездном городке, но и бесконечно долго ждать свое законное жилье, оставаясь в списках нуждающихся. Считаю унизительным такое отношение к Героям со стороны государства и прошу вас оказать содействие в решении вопроса.
Депутат Д. Вороненков»
«25 июня 2012 года. Д. Н. Вороненкову
Ваше обращение, поступившее из аппарата правительства, рассмотрено. Р.Ю. Романенко признан нуждающимся в жилом помещении с 16 июня 2011 года. Избранное место жительства – Москва. Состав семьи – 4 человека. Имеет право на дополнительную площадь. Но в настоящее время жилые помещения, расположенные в Москве и подлежащие распределению военнослужащим, состоящим в реестре, отсутствуют.
Министр обороны А. Сердюков»
«2 июля. Главному военному прокурору С.Н. Фридинскому
Прошу провести проверку… В случае установления нарушений принять меры прокурорского реагирования…
Депутат Д. Вороненков»
«31 июля. Д.Н. Вороненкову.
Ситуация с обеспечением военнослужащих жильем в столице на протяжении нескольких последних лет остается крайне неблагополучной. Право на получение в Москве жилых помещений имеют свыше 9 тысяч военнослужащих… из них более 1200 – на основании судебных решений. Однако в 2009–2011 годах Министерством обороны строительство и закупка квартир в Москве не производились.
Главный военный прокурор С.Н. Фридинский»
Как видим, все при деле: бумажки исправно ходят по кругу, высокие инстанции ссылаются на законы и инструкции, а толку ноль. Ссылки на объективные трудности звучат особенно издевательски сейчас, когда следователи, расследующие «проказы» экс-министра обороны и присосавшихся к военному ведомству жуликов и маркитанток, только приоткрыли завесу над вопиющим воровством и гнусью. Даже судебные решения для бывшего министра обороны были пустым звуком. 1200 человек сумели отстоять в суде свое право на квартиру. И что же? А ничего.
Главный военный прокурор сообщил депутату также, что «в адрес министра обороны А. Сердюкова неоднократно осуществлялось прокурорское реагирование». Был заключен контракт на строительство в столице 2863 квартир со сроком реализации в июне 2014 года. Однако будут ли они построены к этому сроку – большой вопрос.
Итак, что ждет отставников в туманном будущем, неизвестно, а сегодня в Звездном городке в неслужебных постоянных квартирах нуждаются семь уволенных с военной службы действующих космонавтов (каждый пятый из отряда, не считая кандидатов). В том числе представители космических династий Герои России Сергей Волков и Александр Скворцов, Герой России Максим Сураев и другие.
ообще-то странные вещи происходят с жильем для космонавтов. Например, Герою России Валерию Ивановичу Токареву Минобороны несколько лет назад выделило квартиру по конкретному адресу в Москве. Но документы и ключи космонавт так и не получил. Время от времени он приезжал к этому дому, проникал в подъезд, подходил к дверям как бы своей квартиры, трогал ручку… Потопчется и возвращается в Звездный городок. Пустая стоит эта квартира или кому-то ее уже отдали – ничего неизвестно. Фантастика…
А летчику-испытателю Николаю Михайловичу Осыковому еще в 2008-м удалось попасть на прием к самому министру Сердюкову. Речь, понятно, тогда шла о квартире. Но ее нет до сих пор.
На сегодняшний день в Звездном городке нуждаются в жилье 60 бывших военнослужащих. Объективности ради надо сказать, что Министерство обороны выделило в 2011–2012 годах 70 квартир Звездному. И это «козырная карта» у министерских. Но как быть оставшимся очередникам, тем, кому не повезло?
В Звездном очень надеются на нового министра обороны, разгребающего сегодня авгиевы конюшни. На вас, Сергей Кужугетович. Помогите космонавтам! Представьте только, каково готовиться к полету на орбиту или работать на Международной космической станции, помня про сухое предписание, ждущее тебя на земле: «Просим освободить служебную жилплощадь в установленном порядке».
Что же это за порядок такой?