Главная Культура 20:01 21 Октября 2023 5718
«Таланты всегда на вторых ролях»

У гражданской войны выход один – трагедия, убежден обладатель «Книги года-2023» Александр Мелихов

Дарья Ефремова
Фото: West Coast Surfer, globallookpress.com

Парадоксальный и даже «еретичный», рушащий читательские каноны лауреат множества премий — Набоковской, «Студенческий Букер», Искандера, Гончарова, Петербургского ПЕН-клуба, Гоголя (четырежды), правительства Санкт-Петербурга (дважды)... Все это — Александр Мелихов, чьи книги «Провинциал», «Исповедь еврея», «Весы для добра», «Чума», Роман с простатитом», «В долине блаженных», «И нет им воздаяния», «Свидание с Квазимодо», «Заземление» всякий раз становились событием начиная с 1970-х. Новинка Мелихова «Сапфировый альбатрос» не нарушила традиции: ироничный и трагичный роман о российском литературном истеблишменте с 1917 года по наши дни получил «Книгу года» и восторженные отзывы критиков самых разных идейных и эстетических направлений. О силе человеческой фантазии, низком как маске высокого и задаче искусства преображать, а не отображать действительность мы поговорили с писателем.

— Как отмечает в слове на обложку писатель Евгений Попов, ваша книга — взгляд на то, чего России и ее культуре стоило выживание в ХХ веке и почему даже гении были вынуждены хитрить, ловчить, а то и подличать. В «Сапфировом альбатросе» все обитатели знаменитого писательского дома на канале Грибоедова, не исключая культового Михаила Зощенко, представлены в ироническом ключе. Откуда интерес к столь непарадной стороне вопроса?

— Ироническое отношение проявляю не я, а мой герой — ультралиберальный критик Феликс. А идея возникла вследствие многолетнего общения с моими друзьями — сотрудниками музея-квартиры Зощенко, расположенной в упомянутом вами литераторском доме. Они написали научно-просветительскую книгу обо всех, кто там жил. Хотя, как сказал сам Зощенко, такие вещи пишутся «для поднятия духа среди покойников». Как известно, в последние годы своей жизни он впал в опалу, голодал, пытался вырезать стельки из войлока, в то время как его соседи-орденоносцы разъезжали на личных авто с персональными шофёрами. Но сейчас их если и вспоминают, то именно в связи с Михаилом Михайловичем. Представляете, как они были бы этим оскорблены, если бы вдруг ожили (так случалось в моем первом замысле).

— Вроде бы все понятно: большой художник служил искусству, а обласканные властью «совписы» выполняли соцзаказы.

— Я тоже так думал. Но когда всерьез изучаешь биографию Зощенко, становится очевидно, что и он старался приспосабливаться: восхвалял тогдашнюю «ураганную идеологию», пытался вписаться в кондовую газетную публицистику, изображать «положительных героев», но делал это настолько неумело, что даже его ценители разводили руками: «Михаил Михайлович, где ваша знаменитая ирония?»

Узнав все это, я был ужасно за него огорчён, но скрыть правды от читателя уже не мог. Искренне сострадая Зощенко, я был вынужден обнародовать нелицеприятные вещи. Так появился мой второй персонаж Феликс — воплощающий злорадство иронист, называющий Дом на канале Курятником на канаве. Этот типаж, выставляющий чужие раны на всеобщее обозрение и навешивающий на всех, кто выжил, ярлыки трусов и приспособленцев, довольно распространён среди постсоветских литературоведов. А по отношению к Зощенко и другим загубленным талантам, которых я уподобляю альбатросу, попавшему в курятник и терпящему там издевательства, Феликс выступает в роли индюка с павлиньим хвостом. Но, критикуя своего оппонента, он невольно его и пропагандирует. А в фантасмагорической части романа сам подвергается испытаниям, в которых показывает себя куда большим трусом, чем те, кого осуждал. Он предаёт все, что только можно предать...

— Ваше повествование охватывает более чем столетний отрезок истории. А сегодня литература так и осталась бюрократизированной институцией, только с новыми орденоносными вельможами и слегка измененным вектором?

— В реальном мире всегда процветают дельцы, а люди творчества остаются на вторых ролях. Конъюнктура присутствует и сейчас, но нынешние времена все-таки куда либеральнее советских. Когда я начинал в 1970-е, интеллектуализм был запрещён, это называлось самокопанием. Писать о жизни ничем не выделяющихся людей не запрещалось, но тогда тебе грозило обвинение в мелкотемье. Трифонов — один из немногих, кому это позволялось... Начало моего литературного пути было сплошным унижением: раз в два года публиковали какой-нибудь рассказ, потом его обругивали, друзья-редакторы говорили: «Подожди, надо затихнуть на годик-другой...». Если бы не Горбачёв, я бы до сих пор боролся за звание подающего надежды молодого писателя. Первую книгу успел издать тридцатитысячным тиражом, на этот гонорар можно было купить кооперативную квартиру, но потом пришла свобода — как водится, нагая...

Сейчас писателям тоже нелегко. Государство их почти не поддерживает, талантливых авторов часто обходят премиями, но тот факт, что мне ещё никто ни разу не дал указания, что и как писать, считаю несравненно важнее, чем все громадные тиражи и Дома творчества.

— Респектабельная, с участием правительственных чиновников «Книга года» стала для вас неожиданностью?

— Я был в шорт-листе, поэтому не скажу, что совсем не ожидал. Но когда объявили мой первый приз по прозе, был приятно удивлен. Я сидел на верхотуре, и пройти к сцене оказалось непросто — по дороге стояли камеры, я опасался запутаться в проводах и растянуться носом вниз... С другой стороны, если б для меня нашлось место в партере, пришлось бы отсидеть всю церемонию, а так я смог после вручения потихоньку ускользнуть и погулять по Москве. Я очень люблю Москву, но, к сожалению, редко в ней бываю.

— Понятие «петербургский текст» стало уже вполне литературоведческим, а вот про московскую или, скажем, уральскую прозу так еще не говорят. Гениус лоци влияет на образность, стиль, язык?

— Безусловно: если ты не работаешь в чисто фантастическом жанре, то изображаемый тобой мир — это твой город, а Петербург буквально пронизан культурными ассоциациями. По его улицам бродят вечные призраки — Германн, Акакий Акакиевич, Раскольников... А как волшебно звучат его топонимы — стрелка Васильевского острова, Литейный, Нева... Если мне нужно ввести в повествование крупицу поэзии, я этим пользуюсь. Сравните — герой шёл по улице, либо — по Невскому... Есть разница?

— И начинается фантасмагория...

— А что такое фантасмагория, как не обострение реализма?

— Ваша писательская судьба тоже довольно поэтична. Кандидат физико-математических наук вдруг всё бросил и засел за роман...

— Писательство — это врождённое уродство. Я был писателем, даже когда об этом не знал — всегда что-то сочинял про этот мир, про себя, про знакомых, искал каких-то новых впечатлений. Писатель так устроен, что не может не украшать скучную действительность, делая её художественной. А так — да, в моей жизни было упоительное время, когда я занимался наукой, но потом пришлось столкнуться с интригами и другими неприятными обстоятельствами... Их можно было преодолеть, и я преодолел, но ощущение красоты исчезло. Мне понадобилась какая-то другая инъекция, и ею стала литература. Однажды мне пришла в голову формула, ставшая руководством: красота — это жемчужина, которой душа укрывает раненое место.

— Сталь быть, главная задача литературы?..

— Защищать красотой от правды, то есть ужаса и скуки. Назначение искусства — не отражать, а преображать: страшное — в прекрасное, мерзкое — в забавное.

— Поэтому выи говорите о «человеке фантазирующем», рассматривая мировую цивилизацию как историю зарождения, борьбы и распада коллективных грёз?

— Человек не может не фантазировать. По большому счету, мы любим и ненавидим не существующие в реальности вещи и идеи, а плоды собственной фантазии. В любом национальном конфликте для меня главное — не какими интересами, а какими фантазиями руководствуются обе стороны. Двигатель человеческого поведения — не корысть, а фантазии.

— И какие же фантазии заставляют людей ненавидеть друг друга?

— Самая простая фантазия: нас собираются лишить нас наших ценностей, верований и т. п. Но что такое коллективные ценности, и существует ли на самом деле коллективная правота? Это фантазии, удовлетворяющие потребность человека ощущать себя красивым и значительным, причастным к чему-то вечному и прекрасному, тому, что существовало до нас и будет жить после. Используя это средство экзистенциальной защиты, мы ощущаем себя не такими мизерными и уязвимыми, каковы на самом деле. Реальность, не украшенная грёзами, тосклива и страшна. Человек видит не анатомию вещей, а образы, и только человек способен жертвовать собой во имя того, что существует лишь в его воображении.

— Некоторые товарищи по цеху высказали надежду, что «Сапфировый альбатрос» указывает путь к возможному окончанию немыслимо затянувшейся гражданской войны наших людей искусства...

— Во всяком случае, средство примирения там намечено, но цена его очень высока. В моем романе полемика доходит до предела, и разрешить ее может не мелодрама, в который одни идеально белые, а другие беспросветно черные, а только трагедия, и она у меня случается со всеми. Ведь классическая античная трагедия — это мир, в котором все красивы, у каждого своя правда...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5394
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4940
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...