Мы по-прежнему следим за номинантами на Каннский фестиваль, узнаем о награждении Дэниела Крэйга рыцарским крестом, смотрим матчи Евролиги и Уимблдона, ждем Олимпиады без наших спортсменов, скачиваем последние новинки хит-листов, предвкушаем новые серии Marvel и трейлеры «Телепузиков». По-прежнему крутимся в едином культурном потоке с Европой, которая повернулась к России, мягко выражаясь, спиной.
Россия прощается с Европой на официальном уровне, без которого контакты между странами и вовсе сведутся к тонкому ручейку. Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что более не имеет смысла сохранять наше прежнее присутствие в западных странах, где дипломаты работают во враждебных условиях, под угрозами. Насильно мил не будешь...
На фоне жесткой санкционной политики Запада против России ограничения в сфере туризма, международного сотрудничества в культуре, науке, по линии студенческих и научных обменов представляются вторичными, но это не так! Справляться с дефицитом технологий, сложного оборудования, вкусных продуктов, модных брендов мы как-то научимся, в том числе с помощью нарушения авторских прав и параллельного импорта. Но восполнить нехватку западных кинофильмов, гастролей европейских театров и звезд, живых концертов джаза, рэпа и рок-групп будет сложно. Это некритично в сиюминутной ситуации, но чувствительно и раздражающе досадно в долгосрочной перспективе. Слишком мы избаловались, космополитизировались? Импортозаместить музыку, кино, выставки невозможно. Конечно, отечественный кинематограф заполнит часть репертуара кинотеатров и ТВ, но когда и как это случится? На западное кино приходилось 80% российского проката. Сейчас кинотеатры опустели. Заполнить сеть проката индийскими шедеврами или корейскими телесериалами вместо голливудских блокбастеров — затея провальная.
Сходить на концерт Рианны, Coldplay или Sia смогут единицы, так как долететь до них трудно и дорого. Наша попса, правда, останется с нами, но кому от этого легче? В театрах и опере дело обстоит лучше: у нас блестящие составы мирового уровня, но хроническое отсутствие зарубежных прим и режиссеров приведет к замкнутости, вымыванию трупп за счет эмиграции и наших звезд.
Зато музейные запасы западноевропейского изобразительного искусства у нас огромные. Приоткроем запасники — и можно устраивать масштабные выставки несомненных шедевров. Причем не только в столицах. В Чечне впервые пройдут Дни Эрмитажа, «Эрмитаж-Урал» представит гравюры Франсиско Гойи, в Челябинск привезли коллекцию драгоценностей из Музеев Московского Кремля, в Екатеринбурге покажут 3D-проекцию об истории развития русского авангарда.
Хотя и стремление заглянуть в Лувр и Прадо никуда не денется. Культурологически и философски мы европейцы, тяготеем к общему с Западной Европой цивилизационному началу. На бытовом уровне будет трудно подменить эстетику привычного еврокультурного продукта восточной или африканской экзотикой. Поэтому отрыв от итальянских, французских или английских живописи, литературы, музыки, кино, а также гастрономии, моды и виноделия будет заметен скоро.
Нас пытаются отлучить от всего западного. Не пускают на фестивали, смотры, с нами прекратили творческий диалог. В ЕС пытаются вычеркнуть русскую культуру из западного обихода. Хочет кто-то того или нет, но Россия принадлежит к общему культурному пространству Европы, оставаясь его базовым элементом. Дефицит почувствуют и там, начиная с балета, оперы и классической музыки. Сейчас там это примут как неизбежное и терпимое зло во имя единства и торжества демократии. А что потом?
Хочется верить, что по окончании военных действий на Украине маятник качнется в сторону нормальности, и новая «берлинская стена» растворится в тумане прошлого. А пока будем открывать другой мир. Вот, например, музеи Уганды выразили готовность взаимодействовать с российскими. Есть время открывать мудрость Конфуция, глубину Упанишад и хиты корейского рока.