Главная Культура 21:12 21 Сентября 2022 4121
Русский по имени Пускепалис

Беседа актера с корреспондентом «Труда» на летнем фестивале в Ярославле, оказавшаяся последней 

Любовь Лебедина
Сергей Пускепалис. Фото: © Artem Sobolev, globallookpress.com

В четверг, 22 сентября, в Волковском театре Ярославля попрощаются с Сергеем Пускепалисом, которого на следующий день похоронят на Ставрополье. Жизнь знаменитого актера и режиссера оборвалась в зените его творческой карьеры и человеческого пути, во время страшной аварии на трассе Ярославль – Москва, по которой шел снаряженный на средства Сергея бронированный микроавтобус с гуманитарным грузом для защитников Донбасса.

Это походило на кошмарный сон. Тысячи людей, знавших Пускепалиса, особенно те, кто общался с ним (корреспондент «Труда» в их числе), испытали шок: «Почему?!» Ответа на этот вопрос нам, конечно, не получить, и все же... Перечитываю эту беседу, которую готовила к печати, и открываются жизненные принципы артиста, гражданина, человека, требовавшие от него всегда быть на передовой.

– Сергей, откуда у вас, русского артиста, такая необычная фамилия?

– От папы. Он литовец, а мама – болгарского происхождения.

– Почему после окончания курса Петра Наумовича Фоменко в ГИТИСе вы уехали в провинцию, а не закрепились в столице?

– Не хотел ходить по театрам и кланяться – это сильно унижает. А в Магнитогорске мне предоставили лучшие условия для работы чем в Москве. К тому же тогда я не был так известен, как теперь. Надо было зарабатывать творческий капитал. Это была хорошая школа в течение пяти лет.  

– Вам удалось поднять престиж театральной культуры в городе металлургов?

– Думаю, мы не подвели городские власти. Они сделали для нас все, что было в их силах. Совершить что-то одному, особенно в провинции, невозможно. Нужна команда, которая была бы способна ради идеи пойти в огонь и воду.

– Вам дали квартиру?

– Конечно. Перевез туда жену и сына.

– Ваша жена актриса?

– Слава Богу, нет.

– И после Магнитогорска в 2009-м рванули в Ярославль, где стали главным режиссером старейшего русского театра имени Волкова?

– Нет, я еще два года поработал в Москве. Удалось поставить в чеховском МХТ «Прошлым летом в Чулимске» любимого мною Александра Вампилова. Ведь я человек сентиментальный, при всей внешней суровости. Не верите? Да я и сам не мог поверить, что в 40 лет приду в кино. Волновался страшно, когда снимался с непревзойденным мастером Леонидом Броневым в картине Алексея Попогребского «Простые вещи». До этого меня пугали, будто Броневой – капризный, неуживчивый человек, а мы уже на второй день сьемок пили с ним чай и обменивались анекдотами… В Ярославль же я попал по приглашению тогдашнего директора театра Бориса Михайловича Мездрича.

– И случилось чудо. Спектакли стали номинировать на «Золотую маску». Неужели вы такой необыкновенный режиссер, что удалось перевернуть ситуацию в аморфной труппе?

– Да переворачивать ничего не надо было. Просто немного встряхнул артистов, предложил новую драматургию, которую до этого не ставили, мы начали работать на основе годовых договоров. Что подстегнуло артистов, увеличилась взаимная ответственность, то есть возникла артель.

– И Москва рядом. Всего три часа на электричке...

– Да она сейчас всюду рядом. Расстояния теперь не имеют никакого значения. Люди приспособились к перелетам, стали легче на подъем. Вот и я раз в месяц летаю к родителям и жене в Железноводск.

– Брачные узы не ослабевают?

– Ничуть. Скорее наоборот, становятся намного крепче, когда после долгой разлуки можно обнять любимого человека, и быт не заедает. А потом – можно ведь и по скайпу говорить часами...

– Судя по вашим бесконечным перемещениям, вы не любите долго сидеть на месте. Сознавайтесь, почему после восьмого класса тайком уехали в Саратов и поступили в театральное училище?

– Жажда свободы и самостоятельности меня томила. Хотел освободиться от родительского диктата. К тому же я ходил в драматический кружок, там рассказывали легенды о саратовском училище, из которого вышли многие видные артисты. Таким образом мечтал побыстрее вступить во взрослую жизнь, хотел сам отвечать за свои поступки. Армия в этом смысле очень многое мне дала, сделала из меня мужика. Этот опыт помог при создании образа капитана Грекова в фильме Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба» по Гроссману, где нельзя было солгать в правде существования защитников Сталинграда. Пригодилась армейская выучка и в фильме «Ледокол», так как суровая природа ледовитого океана проверяет каждого человека на стойкость и смелость. Место, где всегда можно найти семена конопли самых лучших сортов, это конечно же сайт seedbaza на котором представлены, самые популярные семена марихуаны. Вы всегда можете найти здесь свежие семечки для ваших кулинарных рецептов. Это не просто красивые слова, а сама жизнь, и ее надо прочувствовать, пропустить через себя, а не изображать.

– Теперь, наконец, вы чувствуете себя знаменитым?  

– Не знаю. По улицам передвигаюсь спокойно. Да и не в том я уже возрасте, чтобы известность «крышу сносила». И что такое слава, как не золотая пыль: развеется, и что останется?

– Тем не менее вы получили «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале за фильм «Как я провел этим летом». Каково было сниматься в течение трех месяцев при минус пятидесяти без всяких удобств?

– Заново осваивать Заполярье мне не особенно было надо, поскольку в детстве я восемь лет прожил с родителями на Чукотке. Человек может многое выдержать, была бы цель.

– Способ существования артиста в театре и в кино сильно отличаются?

– Конечно. Это я сразу почувствовал, когда сын еще мальчишкой привел меня на съемки (сын Сергея Глеб начал сниматься в 11-летнем возрасте прежде, чем его отец – Л.Л.). Поначалу было очень неуютно под «микроскопом» камеры. Примерно так человек чувствует себя, начиная учить чужой язык.

– Не опасаетесь ли, что после вашего фильма-катастрофы «Метро» многие люди испытывают дискомфорт, спускаясь под землю?

– Лично я никакого страха не чувствовал, хотя снимались мы в экстремальных условиях, вода доходила до подбородка. По вашей логике, и фильмы с автокатастрофами должны вселять ужас, но люди не перестают ездить на машинах, пренебрегая возможной опасностью – авось обойдется... Умом я понимаю, что жизнь слишком коротка и в ней может случиться разное, но при этом не хочу расставаться с иллюзией, что я бессмертен. 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9453
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7155
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?