Главная Культура 21:12 21 Сентября 2022 4267
Русский по имени Пускепалис

Беседа актера с корреспондентом «Труда» на летнем фестивале в Ярославле, оказавшаяся последней 

Любовь Лебедина
Сергей Пускепалис. Фото: © Artem Sobolev, globallookpress.com

В четверг, 22 сентября, в Волковском театре Ярославля попрощаются с Сергеем Пускепалисом, которого на следующий день похоронят на Ставрополье. Жизнь знаменитого актера и режиссера оборвалась в зените его творческой карьеры и человеческого пути, во время страшной аварии на трассе Ярославль – Москва, по которой шел снаряженный на средства Сергея бронированный микроавтобус с гуманитарным грузом для защитников Донбасса.

Это походило на кошмарный сон. Тысячи людей, знавших Пускепалиса, особенно те, кто общался с ним (корреспондент «Труда» в их числе), испытали шок: «Почему?!» Ответа на этот вопрос нам, конечно, не получить, и все же... Перечитываю эту беседу, которую готовила к печати, и открываются жизненные принципы артиста, гражданина, человека, требовавшие от него всегда быть на передовой.

– Сергей, откуда у вас, русского артиста, такая необычная фамилия?

– От папы. Он литовец, а мама – болгарского происхождения.

– Почему после окончания курса Петра Наумовича Фоменко в ГИТИСе вы уехали в провинцию, а не закрепились в столице?

– Не хотел ходить по театрам и кланяться – это сильно унижает. А в Магнитогорске мне предоставили лучшие условия для работы чем в Москве. К тому же тогда я не был так известен, как теперь. Надо было зарабатывать творческий капитал. Это была хорошая школа в течение пяти лет.  

– Вам удалось поднять престиж театральной культуры в городе металлургов?

– Думаю, мы не подвели городские власти. Они сделали для нас все, что было в их силах. Совершить что-то одному, особенно в провинции, невозможно. Нужна команда, которая была бы способна ради идеи пойти в огонь и воду.

– Вам дали квартиру?

– Конечно. Перевез туда жену и сына.

– Ваша жена актриса?

– Слава Богу, нет.

– И после Магнитогорска в 2009-м рванули в Ярославль, где стали главным режиссером старейшего русского театра имени Волкова?

– Нет, я еще два года поработал в Москве. Удалось поставить в чеховском МХТ «Прошлым летом в Чулимске» любимого мною Александра Вампилова. Ведь я человек сентиментальный, при всей внешней суровости. Не верите? Да я и сам не мог поверить, что в 40 лет приду в кино. Волновался страшно, когда снимался с непревзойденным мастером Леонидом Броневым в картине Алексея Попогребского «Простые вещи». До этого меня пугали, будто Броневой – капризный, неуживчивый человек, а мы уже на второй день сьемок пили с ним чай и обменивались анекдотами… В Ярославль же я попал по приглашению тогдашнего директора театра Бориса Михайловича Мездрича.

– И случилось чудо. Спектакли стали номинировать на «Золотую маску». Неужели вы такой необыкновенный режиссер, что удалось перевернуть ситуацию в аморфной труппе?

– Да переворачивать ничего не надо было. Просто немного встряхнул артистов, предложил новую драматургию, которую до этого не ставили, мы начали работать на основе годовых договоров. Что подстегнуло артистов, увеличилась взаимная ответственность, то есть возникла артель.

– И Москва рядом. Всего три часа на электричке...

– Да она сейчас всюду рядом. Расстояния теперь не имеют никакого значения. Люди приспособились к перелетам, стали легче на подъем. Вот и я раз в месяц летаю к родителям и жене в Железноводск.

– Брачные узы не ослабевают?

– Ничуть. Скорее наоборот, становятся намного крепче, когда после долгой разлуки можно обнять любимого человека, и быт не заедает. А потом – можно ведь и по скайпу говорить часами...

– Судя по вашим бесконечным перемещениям, вы не любите долго сидеть на месте. Сознавайтесь, почему после восьмого класса тайком уехали в Саратов и поступили в театральное училище?

– Жажда свободы и самостоятельности меня томила. Хотел освободиться от родительского диктата. К тому же я ходил в драматический кружок, там рассказывали легенды о саратовском училище, из которого вышли многие видные артисты. Таким образом мечтал побыстрее вступить во взрослую жизнь, хотел сам отвечать за свои поступки. Армия в этом смысле очень многое мне дала, сделала из меня мужика. Этот опыт помог при создании образа капитана Грекова в фильме Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба» по Гроссману, где нельзя было солгать в правде существования защитников Сталинграда. Пригодилась армейская выучка и в фильме «Ледокол», так как суровая природа ледовитого океана проверяет каждого человека на стойкость и смелость. Место, где всегда можно найти семена конопли самых лучших сортов, это конечно же сайт seedbaza на котором представлены, самые популярные семена марихуаны. Вы всегда можете найти здесь свежие семечки для ваших кулинарных рецептов. Это не просто красивые слова, а сама жизнь, и ее надо прочувствовать, пропустить через себя, а не изображать.

– Теперь, наконец, вы чувствуете себя знаменитым?  

– Не знаю. По улицам передвигаюсь спокойно. Да и не в том я уже возрасте, чтобы известность «крышу сносила». И что такое слава, как не золотая пыль: развеется, и что останется?

– Тем не менее вы получили «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале за фильм «Как я провел этим летом». Каково было сниматься в течение трех месяцев при минус пятидесяти без всяких удобств?

– Заново осваивать Заполярье мне не особенно было надо, поскольку в детстве я восемь лет прожил с родителями на Чукотке. Человек может многое выдержать, была бы цель.

– Способ существования артиста в театре и в кино сильно отличаются?

– Конечно. Это я сразу почувствовал, когда сын еще мальчишкой привел меня на съемки (сын Сергея Глеб начал сниматься в 11-летнем возрасте прежде, чем его отец – Л.Л.). Поначалу было очень неуютно под «микроскопом» камеры. Примерно так человек чувствует себя, начиная учить чужой язык.

– Не опасаетесь ли, что после вашего фильма-катастрофы «Метро» многие люди испытывают дискомфорт, спускаясь под землю?

– Лично я никакого страха не чувствовал, хотя снимались мы в экстремальных условиях, вода доходила до подбородка. По вашей логике, и фильмы с автокатастрофами должны вселять ужас, но люди не перестают ездить на машинах, пренебрегая возможной опасностью – авось обойдется... Умом я понимаю, что жизнь слишком коротка и в ней может случиться разное, но при этом не хочу расставаться с иллюзией, что я бессмертен. 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5361
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4860
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...