
Заглавный ведущий «Вечернего Урганта» любит похохмить на злобу дня. В прошлую пятницу в качестве таковой он выбрал премьеру Первого канала «Голос 60+».
Первым делом Иван Андреевич сообщил, что после записи шоу площадь песчаных пляжей у Останкинских прудов значительно увеличилась. Публика в студии, не поняв сразу, в чем соль, молчала. Тогда всенародный любимец принялся играть бровями, мол, врубайтесь скорей! И вот хохот, наконец, раздался. Дошло-таки до людей — шуточка-то про участников «Голоса», из которых уже песок сыплется. И уже следующий прикол про то, что не имеет особого значения, кто из наставников выберет кого из конкурсантов-пенсионеров, важно, чтобы их не выбрал главный наставник (Иван ткнул пальцем в небо), был оценен сходу...
Хотя на ум и приходит каламбур «в каждой шутке есть доля шутки», надо думать, Ургант все-таки никого не хотел обидеть. Правда, если бы ему пришлось вести концерт государственной важности, вряд ли он стал бы юморить подобным образом по поводу неизменных участников таких мероприятий: Ирины Аллегровой, Надежды Бабкиной, Александра Буйнова, Олега Газманова, Валерия Леонтьева, Николая Расторгуева, Александра Серова, Аллы Пугачевой и других звезд отечественной эстрады, попадающих в ту же возрастную категорию 60+. Это же вам не рядовые «пенсы»! А из небожителей по определению ничего не сыплется. А если и сыплется, себе дороже обратить на это внимание.
Вообще-то в том, что касается музыки (и любого другого вида творчества) количество прожитых лет ни о чем не говорит. Важно, на что человек способен. Посмотрите, как носится по сцене 75-летний Мик Джаггер, какие кульбиты выделывает! Разве повернется язык назвать его старикашкой? И как тут не вспомнить старый анекдот про ровесника «роллинга», сладкоголосого испанского красавца Иглесиаса! Начинается он так: «А Хулио еще поет?» А как кончается — все знают.
Что же касается «Голоса 60+», то чувства он вызывает иные, нежели «Голос» обычный. Создатели шоу работают именно на цифру. Как в отношении протестных акций постепенно сформировался мем «онижедети», так и тут — исподволь, но весьма настойчиво проводится мысль «они же пенсионеры». Скажем, одному из участников — Евгению Стругальскому — зал долго аплодировал стоя. А Пелагея и вовсе расплакалась. Но подобную реакцию вызвало не спетое им танго «Ты и эта гитара» Петра Лещенко, а возраст исполнителя — 80 лет! И ведущий, и члены жюри всячески подчеркивают свое уважение к летам конкурсантов. И если бы не это да не название, в жизни бы не догадаться, что шоу особое, — так живо, где темпераментно, а где проникновенно, без скидки на количество прожитых ими лет, показывают свои номера участники проекта.
Перед выступлениями и после они рассказывают о себе. Большинство историй звучат трогательно. Некоторые — не очень. Так, у многих зрителей сразу вызвала раздражение одна 68-летняя дама, долго и с пафосом объяснявшая, что она — дочь и жена очень известных людей. А когда по завершении ее песни никто не повернулся, между нею и наставниками состоялся нелицеприятный обмен репликами. Звучало это примерно так.
Лев Лещенко: «Вы из Петербурга?» Ирина Гинзбург-Журбина: «Дорогой мой, я коренная москвичка в третьем поколении». «Как-то мы вас не распознали сразу». — «Я сама убита. Я так люблю, как я пою! У меня нет музыкального образования, я не знаю нот, я никогда не училась петь. И только потому, что мой муж — Журбин...» Немая сцена.
Далее. Гинзбург-Журбина: «Не могли бы вы указать на мои ошибки? Хотя я знаю, моя первая ошибка, что я пришла сюда!» После чего смущенным наставникам оставалось только попросить обиженную композиторскую жену всех порадовать и спеть что-нибудь из репертуара ее мужа. Тот заиграл знакомую мелодию, а зрители дружно подхватили: «Ах, эти тучи в голубом напоминают море...»
Но в принципе проект удался. Хорошо уже то, что в нем нет ни намека на попытку поддержать пенсионную реформу, чего так многие опасались. На телеэкране — талантливые люди с хорошими вокальными данными, а не старички-бодрячки, рассуждающие о пользе работы до ста лет. Кстати сказать, если судить по записям в социальных сетях, аудитория живей принимала не тех, кто профессионально связан с пением (а такие участники тоже были), а людей, далеких от сцены.
Забавно, к примеру, было читать на сайте Первого канала отклики на выступление 61-летнего Сергея Штырова. Вот что мы узнали о нем: «Я профессор на кафедре акушерства и гинекологии, ровно 40 лет посвящаю себя женщинам. Моя жена была студенткой в моей группе, с тех пор групп мне больше не дают. Летом я езжу на мотоцикле. Вся наша жизнь построена на интересе. Если человеку интересно, то он не смотрит на свой возраст».
Один из зрителей по поводу этого человека высказался в том духе, что, мол, здесь вокальный конкурс, и нечего щеголять званиями и корчить из себя профессора Преображенского. На что тут же получил ответ: «Мне понравилось, как исполнил песню „Дорогие мои москвичи“ Сергей Вячеславович Штыров: Но меня все время не покидало чувство, что конкурсант кого-то напоминает. И вдруг осенило — это же доктор, который делал мне операцию более 10 лет назад! Сергей Вячеславович тогда спас мою жизнь. Он — врач от Бога, спасибо ему! Как и он, каждый исполнитель здесь рассказывает свою историю, это часть проекта, а не дешевые понты». Права зрительница, права!