В России это известие породило волну слухов о возможном обвале валютного рынка (по разным оценкам, в стране сейчас на руках от 30 до 60 млрд. "зеленых", которые служат средством накопления для населения и расчета - для предприятий теневого сектора). Напомнила о себе с телеэкрана своими апокалиптическими пророчествами в отношении доллара приумолкшая было экономист Татьяна Корягина. Она объявила, что россияне, имеющие на руках американскую валюту, в случае обвала будут не в состоянии ее конвертировать. Через день депутат Михаил Задорнов посоветовал гражданам, не поддаваясь панике, на всякий случай все-таки перевести часть личных валютных счетов в евро. В канун годовщины августовского дефолта 1998 года такие заявления моментально вызвали прилив адреналина в крови, напомнив россиянам и о том кризисе, и о потерянных сбережениях.
Заволновались эксперты валютного рынка. Все сразу вспомнили, что нефть и газ мы продаем на Запад за доллары, а импорт оцениваем в евро. Падение до конца года доллара на 10 процентов, что МВФ считает возможным - и даже желательным - для американской экономики, для России может обернуться ухудшением торгового баланса, снижением доходов от экспорта, сокращением поступлений в бюджет. С другой стороны, отозвались представители реального сектора, в этих условиях выиграют ориентированные на внутренний рынок производители, им легче будет конкурировать с европейскими товарами...
На самом деле кажется странным само заявление МВФ, в котором США играют первую скрипку. Невозможно представить, чтобы эксперты фонда вдруг попытались диктовать свою волю американскому правительству, как "какой-нибудь" Аргентине или России. Значит, сделали вывод наблюдатели, весь этот шум свидетельствует о намерении финансовых властей США пойти на ослабление доллара, чтобы таким способом поддержать американского производителя, страдающего от позиций сильного доллара. Уже в среду курс доллара на нью-йоркской бирже снизился более чем на один процент по отношению к основным мировым валютам. В результате евро укрепился на отметке 0,9 доллара за единицу. А всего с начала июля падение доллара к евро составило свыше 6 процентов.
Однако снижение курсового показателя доллара западным аналитикам вовсе не кажется катастрофическим. Подобные прогнозы МВФ выдавал и раньше - никаких серьезных последствий они не имели.
И вот в минувшую среду последовало сообщение Федеральной резервной системы США: в июле снижение промышленного производства составило только 0,1 процента против ожидавшихся 0,3 процента. При этом выпуск продукции предприятиями остался на прежнем уровне, объем розничных продаж также не изменился. Значит, потребители тратят деньги достаточно быстро, а их доверие к экономике США остается достаточно высоким. Днем позже министр финансов Пол О'Нил, чтобы сбить последнюю волну спекулятивных слухов, заявил, что администрация Буша не намерена отказываться от проведения политики сильного доллара и оздоровление экономики ожидается уже в последнем квартале этого года.
На торгах ММВБ в прошлую пятницу доллар даже укрепился и составил 29,35 рубля за доллар, а золотовалютные резервы Центробанка взяли очередной рекордный рубеж на отметке 37 миллиардов долларов. Паники среди граждан, штурмующих обменные пункты валюты, также нигде не наблюдалось. Вице-премьер Алексей Кудрин с экрана телевизора успокоил сограждан - прогнозы относительно падения доллара "не имеют под собой реального основания". Что позволило экспертам сделать вывод: информационный ажиотаж начала недели имел ярко выраженные признаки широкомасштабной аферы.
Все происходящее сегодня с долларом не может нас привести к событиям августа-98. Для этого просто нет экономических, финансовых и политических предпосылок. Тем более что Америка для нас - не самый значимый торговый партнер, а в Европе, куда идет наш основной экспорт, положение финансовых дел стабильно. Но даже если допустить, что самый худший прогноз сбудется, то Россия в этот раз переживет его без разрушительных последствий. Ведь оживление производства в США вследствие снижения курса доллара позволит опять же увеличить спрос на российские нефть, сталь, усилить другие экспортно-сырьевые позиции. Так что валютные спекулянты могут отдыхать. Их время, судя по всему, осталось в 98-м году.