Поразительная по драматизму история разворачивается перед нашими глазами на этой неделе во время двух церковных поминовений. Одно связано с великим для истории нашей страны событием и именем, известным каждому. А другое - куда менее заметное и, пожалуй, несколько экзотическое.
28 июля празднуется память равноапостольного Владимира, великого князя, крестившего Русь. Именно потому наша страна такая и мы такие, что Владимир сделал тогда этот выбор. И то, что называют либо душой народа, либо его менталитетом, зарождалось и определялось в своих принципиальных чертах как раз тогда в 988 году. Об этом много написано, но интерес к этой теме не может иссякнуть. Как и внимание к главному действующему лицу того великого события - князю Владимиру, в крещении Василию.
Но тремя днями раньше, 25 июля, церковь вспоминает событие, которое придает особые краски тому, что совершил князь Владимир. Речь о мученической кончине святых Феодора и его сыне Иоанна. Они были варягами, жили в Киеве, служили в дружине князя Владимира, еще язычника в ту пору. Неизвестно, какими путями, но к христианской вере отец и сын пришли немного раньше всего нашего народа и потому были диссидентами в языческой среде. До поры до времени к серьезным конфликтам это не приводило. Но в 983 году мирному сосуществованию киевлян с двумя иноверцами пришел трагический конец. После очередного победоносного похода князя Владимира киевские жрецы решили устроить человеческое жертвоприношение языческим идолам. Жребий пал на юного Иоанна. Вот только отец его Феодор решительно этому выбору воспротивился.
Последующие события старинное житие описывает так:
"Народ пошел к его дому.
- Давай богам своего сына! - кричал народ.
- Если ваши боги, действительно боги, то пусть сами пошлют одного из своей среды взять моего сына, а вы к чему хлопочете? - говорил Феодор народу, стоя в сенях.
Народ бросился к сеням, подрубил их. Тогда отец с сыном упали, и народ умертвил их обоих".
До Крещения Руси оставалось пять лет.
Епископ Симеон, создатель Киево-Печерского Патерика, назвал варягов Феодора и Иоанна первыми "русскими гражданами небесного града". Эта последняя языческая жертва в Киеве стала первой святой христианской жертвой - сораспятием Христу, как говорится в житии варяжских мучеников - русских святых.
А во время раскопок в Киеве в 1908 году у Десятинной церкви был обнаружен нижний сруб деревянного дома святых мучеников Феодора и Иоанна, сожженного тысячу лет назад.