Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты. Ее отец был евреем, что грозило семье смертельной опасностью. Николь отвезли в деревню, где она скрывалась под чужим именем. Впервые юная актриса вышла на съемочную площадку в победном1945 году. Ей было тогда 13 лет, правда, фильм так и не закончили из-за нехватки денег.
Но сладкий яд актерской жизни уже был вспрыснут в ее вены. Через год Николь Франсуаз снялась в фильме «Дом на море». После своего дебюта она взяла в качестве псевдонима имя своей героини из картины — Анук. Звучную фамилию Эме («любимая») для нее придумал знаменитый поэт и драматург Жак Превер. С его легкой руки она впоследствии стала любимой актрисой для нескольких поколений зрителей.
Анук Эме снималась во Франции, Великобритании, Италии, Германии, а затем и в Голливуде. Ее приглашали в свои фильмы Жак Беккер («Монпанас, 19») и Федерико Феллини («Сладкая жизнь», «Восемь с половиной»), Жак Деми («Лола») и Андре Кайят («Веронские любовники»), Джордж Кьюкор («Жюстин») и Сидни Люмет («Свидание»), Марк Белоккьо («Прыжок в пустоту») и Роберт Олтмен («Высокая мода»), Ежи Сколимовски («Успех — лучшая месть») и Бернардо Бертолуччи («Трагедия смешного человека») — элита мировой режиссуры.
Всего в фильмографии актрисы — под сотню самых разных картин. Она была равно убедительной в комедиях и драмах, в ролях высоких интеллектуалок и прожженных куртизанок. Настоящая слава пришла к Анук Эме после фильма «Мужчина и женщина», в котором актриса, вслед за Роми Шнайдер, поначалу отказалась сниматься. Ее уговорил уже утвержденный на главную мужскую роль Жан-Луи Трентиньян. В итоге эта роль в фильме не самого известного на тот момент режиссера Клода Лелуша принесла Анук Эме букет престижных наград, включая «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар».
А ведь ничто не предвещало столь шумного успеха. Фильм, снятый с минимальным бюджетом (творческая группа состояла всего из семи человек), чередующий цветные и черно-белые кадры (на цветную пленку попросту не хватило денег), поразил жюри Каннского фестиваля, где завоевал «Золотую Пальмовую ветвь», поэтической атмосферой, импровизационной легкостью дыхания, меланхоличными пейзажами пустынных пляжей. Наконец, прекрасными актерскими работами. Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с такой лирической пронзительностью и чувственной страстью, что для зрителей всего мира, в том числе и в СССР, отныне так и остались Мужчиной и Женщиной. Анук Эме вдобавок была признана иконой стиля, воплощением красоты и неотразимого французского шарма. А журнал Empire поместил ее в список «100 самых сексуальных звезд в истории кинематографа».
Позже Лелуш снял со своим любимыми актерами два продолжения своего главного хита — «Мужчина и женщина: 20 лет спустя» и «Мужчина и женщина: Лучшие годы», но эти ленты не смогли повторить успех первоисточника. А может, просто не стало в мире такой любви? Между Трентиньяном и Анук Эме не случилось любовной связи, которую им приписывала людская молва, их объединяло нечто большее. Поразительно, но актеры умерли практически в один день — с разницей в два года. Интересно, что они скажут друг другу, встретившись на небесах?
P.S. Нашему другу и коллеге Леониду Павлючику исполнилось 70 лет. От всей души поздравляем его и желаем еще многих лет трудов, неизбывной бодрости духа и тела!