Завтра была война. Она началась 72 года назад. Наших дорогих победителей с каждым годом становится все меньше — тех, кто знает о ней не понаслышке... Сейчас в России проживает 3,4 млн участников войны. 32% ветеранов — старше 80 лет, 503 ветеранам — больше 100.
Дмитрий Быков, писатель
— Дед мой уже умер. Других знакомых и родственников, участвовавших в войне, в живых тоже не осталось. Дед мой начал войну добровольцем, работал на Заводе имени Сталина (ЗиС). Один из первых водителей Москвы. Выше майора он дослужиться не мог, что связано с отсутствием специального военного образования. Служил на
Павел Пожигайло, председатель комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия
— Два года назад ушел из жизни мой дед. Ему было 92 года. Сам он из Тюмени, еще из столыпинских переселенцев. К началу войны работал на тракторе с четырьмя или пятью товарищами. Ребят никто не мобилизовал, и они обратились в местный сельсовет. Их отправили на Восточный фронт, в Хабаровск. Там предложили пойти в пехоту, но дед отказался. Через две недели он попал в танковые части, позднее на тягаче возил тяжелую артиллерию. Как-то раз советская пушка оказалась в тылу врага. Деда послали ее вытаскивать. Он ее вывез, но на другой машине: родную поломал снаряд. Деда послали пересекать линию фронта во второй раз — машину он вернул. Ему тогда дали Красную Звезду. Свою войну дед закончил в Кенигсберге после ранения в 1944 году.
Сергей Милюков, аспирант МГУ
— Мой прадед умер в