Двеннадцать  человек, из них семь россиян, прошли во второй тур Конкурса имени Чайковского. «Труд» удивлен необычным репертуаром участников — такого раньше ни на одном «Чайнике» слышать не доводилось.

«Думка» Чайковского больше не сидит в голове гвоздем, как это было раньше, когда она входила в обязательную программу конкурса пианистов. На XIV конкурсе репертуар выступающих относительно свободен, и преимущества очевидны. Немножко жалко, что на первом туре пианисты теперь не начинают свое выступление с Баха — это всегда было похоже на молитву и, кажется, помогало успокоиться и немножко привести в порядок растрепанные чувства — и конкурсантам, и публике, часто впопыхах прилетающей в зал в последний момент в поту и чуть ли не на метле.

Сколько же в этот раз она слышит необычного! Играют даже обработки — того же Баха (одну из хоральных прелюдий — ту, которая благодаря выбору Тарковского навсегда связана в нашем представлении с фильмом «Солярис»), «Ночь на Лысой горе» Мусоргского или «Вальс-фантазию» Глинки (в духе Сигизмунда Каца). А какие россыпи салонных пьесок Чайковского! И откуда только берутся все эти «Нежные упреки», никогда не слыханные польки, скерцо, идиллии, какие-то дурацкие плясовые, которые новое поколение умудряется играть в академических рамках и в то же время своенравно и даже прикольно. Публика дико завелась, впервые в жизни услышав настоящий раритет — «Лезгинку» Ляпунова в исполнении 30-летнего китайца Чэня Юньцзе. Столь же неистово она аплодировала 17-летнему корейцу Сенг Чжин Чо: в таком неж-ном возрасте такая непререкаемая артистическая уверенность — большая редкость.

Только на третий день конкурса прошла тревога за акустику обновленного Большого зала Консерватории. До того все время случались какие-то казусы. На одном выступлении вдруг послышалось двойное эхо — но оказалось, что конкурсантка просто громко подпевала себе «Патетическую сонату». И пела она, можно сказать, лучше, чем играла. Или вдруг явственно выявилось дробное серийное постукивание. Неужели барабашка? Или это звуки клавиш чьего-то ноутбука? Оказалось, просто дребезжала неплотно закрытая дверь.

Нет, слышно в новеньком зале прекрасно — что в партере, что на галерке второго амфитеатра. Даже тишину слышно — мурашки бежали от звукового вакуума после того, как Александр Синчук отыграл вторую часть 7-й сонаты Прокофьева с ее жутковатым, наползающим на Землю космосом. А как затаился битком набитый (это на первом-то туре!) зал перед выходом Александра Лубянцева, любимца публики еще с прошлого конкурса, где он завоевал третье место. Этот студент Петрозаводской консерватории, несмотря на ангельские глазки, невероятно упрям и честолюбив — намерен с третьего места подняться выше. Одна из главных интриг пианистического конкурса. И одно из сильнейших впечатлений первого тура.

Как и Филипп Копачевский, которому устроили овацию после шопеновского Полонеза и Вальса Равеля, где он из хаоса выстроил свой убедительный миропорядок. Много приятных сюрпризов преподнесли Станислав Христенко, Эдуард Кунц, уходящий далеко в мистику Даниил Трифонов. Как ни старались организаторы, половина участников представляют Россию. Сильный украинец из Италии (такое теперь часто бывает) Александр Романовский. Из США приехала только Сара Данешпур. (Для сравнения: на VIII конкурс в 1986 году американцев-пианистов приехало более 30, то есть больше, чем общее число пианистов сегодня! Надо было очень постараться, чтобы так опустить Конкурс Чайковского!) Безукоризненная Данешпур — настоящий феномен: ее игра похожа на льющийся шелк — помимо выучки на то нужно особое дарование.

Все пианисты за роялем оказываются между двумя Чайковскими — один (правда, небрежно повешенный, весь в складках) висит над сценой, другой — портрет слева наверху. Можно загадывать желание. У кого-то оно уже сбылось: у пианистов и у виолончелистов в Москве, а у скрипачей в Петербурге уже начался второй тур. А вокальная часть конкурса в Санкт-Петербурге еще только на носу: певцы начнут соревноваться 23 июня.

Пианисты, прошедшие во второй тур

  • Синчук Александр (Россия)
  • Кунц Эдуард (Россия)
  • Романовский Александр (Украина)
  • Данешпур Сара (США)
  • Копачевский Филипп (Россия)
  • Лубянцев Александр (Россия)
  • Сенг Чжин Чо (Корея)
  • Трифонов Даниил (Россия)
  • Йол Юм Сон (Корея)
  • Пуаза Франсуа-Ксавье (Швейцария)
  • Колесников Павел (Россия)
  • Чернов Алексей (Россия)