В преддверии встречи с чиновниками российского правительства Киммитт обмолвился, что хочет разъяснить порядок, по которому в США проводятся проверки иностранных инвестиций на соответствие интересам национальной безопасности страны. Получается, речь идет о уже решенном деле.
Масла в огонь подлил и министр Алексей Кудрин. За день до того, как в СМИ появилось сообщение о визите Киммитта, он заявил, что считает целесообразным держать средства Стабфонда за границей. Спрашивается, а почему бы не использовать эти деньги для инвестиций в российскую экономику? Вот что нам ответил финансовый эксперт Евгений Гонтмахер из Института экономики РАН:
- Часть денег Стабфонда уже вложена в американские ценные бумаги. Но не стоит думать, что для нас здесь одни сплошные минусы. Есть и плюсы. Во-первых, это абсолютно безопасное вложение. Наши деньги не пропадут, не будут разворованы и даже принесут некоторую прибыль. Интерес отечественного Минфина к такому переливанию вполне понятен. Министерство не доверяет вложению денег в России, потому что прекрасно видит, как они у нас используются.
А что деньги будут работать на западные экономики, Минфин, на мой взгляд, волнует мало. Наши чиновники находятся в состоянии пассивного ожидания. Все дело в том, что не удалось сформировать оптимальные механизмы инвестирования средств Стабфонда в собственную экономику. Только в последнее время появились отдельные проекты - порты, инфраструктуры, нанотехнологии, которые могут заработать. Однако в целом ощущается разрыв между потребностями экономики и качеством российского менеджмента. Всем очевидно: деньги, работающие за океаном,- это наши упущенные возможности. Этим мы ухудшаем возможности для инновационного роста в стране.
А вот того, что инвестированные в западные бумаги деньги могут не вернуться, опасаться не стоит. В этой среде подобное поведение не принято. Рано или поздно мы их получим обратно. Возврат гарантирован даже в том случае, если возникнут какие-либо форс-мажоры.
Наконец, я не думаю, что мы таким образом даем американцам какие-то политические рычаги. Другие страны-инвесторы, например Китай, такой перспективы не опасаются.