Премия, учрежденная Союзом театральных деятелей в 1993 году, вручается лучшим спектаклям, а также актерам, режиссерам и иным служителям муз, без которых театр существовать не может. Споры вокруг этой награды не утихают практически все 20 лет и вряд ли когда-нибудь прекратятся: объективность в искусстве – категория более чем относительная. Тем не менее «Золотая маска» является чутким индикатором того, как и чем живет сегодня наш театр.
Для юбилейной церемонии главной театральной премии страны выбрали сцену главного театра – Большого. Его византийская пышность более соответствует рангу мероприятия, чем модерновый аскетизм Гостиного двора на Ильинке, где лауреатов привечали в течение нескольких последних лет. «Маска-2014» превзошла предшественниц – 170 номинантов! Из 767 спектаклей-соискателей в конкурсную программу попало 62.
По традиции самые почетные «Маски» – за выдающийся вклад в развитие отечественного театра – вручаются мэтрам. В этом году лауреатами стали Галина Волчек, Нина Ургант, Марк Захаров и Олег Басилашвили.
В области музыкального театра главные премии достались грандам. Большой забрал «Маску» за «Весну священную» – лучшую постановку в жанре современной хореографии. Петербургский Михайловский театр – за оперу «Евгений Онегин» в постановке Андрия Жолдака, известного украинского режиссера, давно и успешно работающего за пределами родины. А Екатеринбургский театр оперы и балета, главный провинциальный соперник столичных флагманов, – за классический балет «Вариации Сальери». В номинации «Оперетта/мюзикл» награда досталась «Русалочке» компании Stage Entertainment. А для поддержания боевого духа в адептах новых веяний жюри музыкального театра вручило специальный приз «Акын-опере», которую в «Театре.doc» поставили и играют в свободное от работы на стройке время актеры-гастарбайтеры из Таджикистана.
Программа «Эксперимент» изначально ориентировалась преимущественно на «новую драму». Но все новое рано или поздно становится привычным. Обнаженной натурой, обсценной лексикой и откровениями маргиналов никого нынче не удивишь. И эксперимент начал смещаться в другие сферы. В этом году заслуженной награды была удостоена «Отдаленная близость» Центра драматургии и режиссуры (Москва) – спектакль о людях с ограниченными возможностями, поставленный по произведениям, написанным ими же и сыгранный смешанной труппой, в которой немало актеров-инвалидов. Театр вслед за спортом начинает преобразовываться в безбарьерную творческую среду.
Больше всего копий обычно ломается вокруг номинаций драмы. Однако, скандала, которого радикалы от театра ждали и на который, кажется, очень рассчитывали (по идее спектакль, выпущенный в феврале этого года, должен был бы ждать следующей «Маски»), не произошло: провокационнейший «Идеальный муж» Константина Богомолова (МХТ), получил лишь утешительный приз критики.
Лидеры же конкурсной программы драматического театра были по большому счету предсказуемы. Актерские «Маски» получили Александра Урсуляк за роли Шен Те и Шуй Та в «Добром человеке из Сезуана» (Театр им. Пушкина) и Алексей Вертков за Веничку в спектакле «Москва – Петушки» (Студия театрального искусства С. Женовача). Режиссерскую – Римас Туминас за «Евгения Онегина» в Театре имени Вахтангова. А лучшим спектаклем большой формы признан «Коварство и любовь» Льва Додина (Малый драматический театр).
Неожиданностью стала лишь премия в малой форме, врученная за спектакль «Васса» зеленоградскому «Ведогонь-театру», обошедшему своих гораздо более именитых соперников, причем не только столичных. Впрочем, именитым труппам наград и так хватает, а вот поддержать достойную постановку маленького театра (104 места в зрительном зале), дав пример для подражания другим таким же, пожалуй, важнее.
Итак, фанфары смолкли, софиты погашены, награды розданы. Набирает обороты «Золотая маска – 2015» – экспертный совет нового фестиваля уже вовсю отсматривает спектакли-претенденты текущего сезона.