- До "Обитаемого острова" самым знаменитым российским фильмом по роману братьев Стругацких был "Сталкер" Андрея Тарковского. Вам нравится эта экранизация?
- "Сталкер" - великая картина, а Андрей Тарковский - один из самых любимых моих режиссеров.
- Известно, что картину "Сталкер" преследовал злой рок с самого начала съемок: испорченная пленка и разрыв с оператором Георгием Рербергом, сердечный приступ, который перенес Тарковский, смерть его матери. Есть версия, что "Сталкер" накликал на Тарковского, его жену Ларису и любимого актера Анатолия Солоницына рак легких, который всех их убил. Не было ли у вас предчувствия, что придется иметь дело с мистическим материалом?
- Как человек верующий, стараюсь не думать о разного рода суевериях. Хотя невольно обратил внимание на то, что, как только приступил к работе над "Обитаемым островом", меня начали преследовать двойки. Номер моей машины - 222, в номере телефона тоже 222, номера гостиниц, в которых я жил, были тоже с цифрой 2. Самое удивительное, что ровно 222 дня продолжался съемочный период "Обитаемого острова".
- Обратились бы за разъяснением к астрологам, магам: Возможно, звезды бы вам подсказали, в какое время и с какой командой идеальнее всего браться за такой сложный проект, как "Обитаемый остров".
- Не буду, потому что это большой грех. Все мы в руках Всевышнего. Как говорится, человек предполагает, а Господь располагает. Действительно, за 11 месяцев съемочного периода пришлось испытать многое. Начали картину зимой, в теплых куртках, а потом разделись практически догола, потому что в Крыму было очень жарко. Завершали картину опять в мороз. Все 11 месяцев работали по 15, а то и по 17 часов, без выходных. Ведь помимо съемок надо было искать натуру. После съемочного периода я сразу "ушел" в монтажный. Мой второй режиссер, Борис Моисеевич Левкович, у которого очень большой опыт в кино (я с ним познакомился на съемках фильма "Сталинград", когда еще был студентом ВГИКа), однажды сказал мне: "Федор Сергеевич, вы не рассчитали свои силы. Нельзя проживать каждый день как последний, как это делаете вы. Поберегите себя". Где-то на середине картины я прислушался к совету профессионала и попытался заняться самосохранением. Правда, быстро понял, что не очень-то умею бережно к себе относиться. Все-таки 36 миллионов долларов (совокупный бюджет нашего проекта) - это фантастические обязательства. Такой груз, который на мне лежал в связи с картиной "Обитаемый остров", я бы не пожелал и врагу. Это откровенно.
- Молодой актер Василий Степанов играет лидера, не так ли? Думаете, эта "шапка" - по плечу дебютанту в кино и доброму парню, а не воину в жизни?
- Во-первых, Вася Степанов наделен редким сочетанием - очень сильным мужским началом и одновременно детскостью, чистотой души. По мнению Бориса Натановича Стругацкого, Вася идеально подошел на роль Максима. Васе пришлось нелегко, это факт. Если в течение всего съемочного периода я мог расслабиться на некоторое время - посидеть за монитором, прийти небритым, в конце концов, покурить, то Вася должен был находиться каждую минуту в отличной форме. Если его не было в кадре, он учил огромное количество текста и постоянно тренировался. Да и по физическим нагрузкам роль Максима очень тяжелая, особенно это видно в фильме "Обитаемый остров. Схватка". И, кстати, оттого что на долю Васи выпали такие чудовищные испытания, я тоже не мог давать себе поблажку.
- Федор Сергеевич, а не проще ли было вам, лидеру по своей натуре, сыграть роль Максима?
- Вы издеваетесь? На роль Максима мне нужно было такое лицо, которого еще не было на экране. Причем красивое лицо, чего про меня не скажешь. Таких красивых, как Вася Степанов, я не встречал в своей жизни. А вот вопрос о том, лидер ли главный герой "Обитаемого острова" Максим Каммерер или нет, неоднозначный. Во многом, чтобы найти на него ответ - что значит быть лидером, я и стал снимать "Обитаемый остров".
- Выбор Алексея Серебрякова на роль Странника не связан ли с тем, что он очень похож на Александра Кайдановского, сыгравшего Сталкера?
- Алексей действительно очень похож на Кайдановского, и это делает его еще более феноменальным. К тому же работать с Алексеем - огромное счастье. В "9 роте" Серебряков сыграл небольшую роль капитана ГРУ, но она вызвала шквал обсуждений. Клянусь, что буду снимать Алексея Серебрякова всегда, если, конечно, он согласится.
- Почему вы не снимаете кино о той жизни, которую хорошо знаете: о миллионерах, детях знаменитостей, в конец концов, о праздном гламуре?
- Ярлык "гламурной фифы" прицепился ко мне, когда я занимался шоу-бизнесом и снимал клипы. Праздную жизнь терпеть не могу, я настоящий трудоголик, более того, больше трех дней отдыхать не в силах, из-за этого у меня периодически возникают проблемы с женой. Поверьте, не люблю я и так называемую гламурную жизнь, потому что она глубоко лживая, предательская и безумно скучная. Да, я не был на планете Саракш, но для этого существует профессия режиссера. В Афганистане я тоже не был, но во мне живет чувство вины перед парнями, моими сверстниками, которые погибли на той войне. Ведь я мужчина! Поэтому и родилась "9 рота".
- В своей авторской передаче "Кино в деталях" вы сказали, что если кому-то и завидуете, то Клинту Иствуду, который в 78 лет снимает замечательное кино и выступает в качестве актера. Не было ли вам немного стыдно, что старик Иствуд не жалуется на свою долю, а Федор Бондарчук открыто говорит о нервном срыве, полученном на "Обитаемом острове"?
- Вы, наверное, не представляете, насколько различается уровень организации кинопроизводства в Голливуде и у нас, а ведь от этого напрямую зависит творческий процесс и то, насколько комфортно чувствует себя режиссер на площадке. И вы не представляете, что на самом деле переживает Клинт Иствуд и любой режиссер, снимающий серьезное кино! Другое дело - можно закрыться дома и переждать, пока вновь появятся силы, и не мелькать в телевизоре. Но мне как публичному человеку приходится все время появляться на людях и при этом хорошо выглядеть. А это самое чудовищное - всегда оставаться на высоте. Не хочу я быть всегда безукоризненным денди, или суперменом, или еще кем-то, потому что я не люблю притворяться.
Выбор
Лучшие фильмы Федора Бондарчука
"Борис Годунов" (1986)
В двухсерийном фильме своего знаменитого отца Сергея Бондарчука по трагедии Пушкина Федор дебютировал в роли собст-венного тезки - царевича Федора.
"Кризис среднего возраста" (1997)
В фильме Гарика Сукачева Бондарчук сыграл полулегального дельца, по старой дружбе устраивающего своего однокурсника в "скорую помощь".
"9 рота" (2005)
Одна из знаковых режиссерских работ Федора Бондарчука, также сыгравшего здесь роль прапорщика Погребняка. В основе - реальные события афганской войны.