Напомним, что Ходорковский и Лебедев обвиняются в хищении нефти и акций четырех дочерних компаний "ЮКОСа" на сумму 892,4 млрд. рублей и отмывании 487,4 млрд. рублей.
Вчера в суд пришло сразу четверо гособвинителей. Раньше их было двое - Дмитрий Шохин и Валерий Лахтин. В результате одному из прокуроров не хватило стула, а представительница потерпевшей стороны уступать свое место не захотела. Приставам пришлось разыскивать лишний стул по всем кабинетам суда. Шестеро адвокатов наблюдали за этой суетой сквозь букеты в вазах, которые принесли сочувствующие. Наконец недоразумение было улажено, и судья Виктор Данилкин задал подсудимым традиционный вопрос: "Понятно ли вам обвинительное заключение?"
Михаил Ходорковский ответил, что "абсолютно непонятно". Он попросил гособвинителей разъяснить ему 70 экономических терминов, которые следователи, на его взгляд, использовали "по своему усмотрению". Как их объяснят, сказал Ходорковский, "так мы и будем строить свою защиту":
- Например, я до сих пор не понимаю, что же, по мнению следователей, явилось предметом хищения. Скважная жидкость? Нефть? Акции? Выручка? Или что-то еще? И когда мы все это украли? Получается, как с медом у Винни-Пуха: вот здесь эта нефть есть, а там ее уже нет.
- Не по существу он отвечает! - запротестовали прокуроры.
Но судья все-таки разрешил продолжить.
- Если обвинение все-таки докажет правомочие использования указанных юридических и экономических терминов, - закончил свою речь Ходорковский, - то это будет такое открытие, после которого и в тюрьме посидеть не жалко!
Следующим выступал Платон Лебедев. В отличие от Ходорковского, который тактично обращался к прокурорам "уважаемая сторона обвинения", Лебедев обозначил их так: "Глубоко презираемая преступная группа обвинителей!" И про следователей: "Эта шпана, которая нас обвиняет".
У него тоже имелся свой набор вопросов:
- Мне в обвинении непонятна практически каждая страница. А для начала пусть представители прокуратуры объяснят мне свою формулировку "Волшебный остров Гибралтар, где отмывали деньги". Пусть мне скажут, где же он находится, этот остров Гибралтар!
Дело в том, что Гибралтар - это не остров, а британская территория на самом юге Пиренейского полуострова. Публика в зале громко засмеялась, но четверо гособвинителей сидели с каменными лицами. Заседание продолжится сегодня.
Цитаты
Михаил Ходорковский
- Это обвинение тянет на статью УК "Заведомо ложное обвинение".
- В тексте окончательного обвинения содержатся многочисленные утверждения, противоречащие обвинению, предъявленному нам 3 февраля 2007 года.
- Обвинение неясно и противоречиво. Я выложил все свои карты на стол, теперь очередь обвинителей.
- Я понимаю, что обвинение мне ничего разъяснять не будет, но все-таки я скажу.
- Прошу прокуроров разъяснить термины обвинения. Все ли эти термины однозначны по смыслу?
- Что же все-таки похищено? Хочу точно знать, от чего мне защищаться.
Платон Лебедев
- Разворована лучшая нефтяная компания России, а ее сотрудники были репрессированы.
- Это шизофреническое обвинение, противоречащее закону.