Главная Культура 00:55 21 Февраля 2020 6856
Калашников. Человек или автомат?

На экраны выходит фильм о великом изобретателе оружия

Леонид Павлючик
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Имя Михаила Калашникова стало легендой еще при жизни. Семнадцатый по счету ребенок в крестьянской семье, конструктор-самоучка, он был вознесен на вершину мировой славы. Созданный им АК-47 до сих пор считается лучшим образцом стрелкового оружия. Автомат Калашникова изображен на гербах ряда государств. Калашом в некоторых странах называют мальчиков, считая, что это имя дарует могущество. Но о Калашникове-человеке, как ни странно, известно не так уж много. И вот первый игровой фильм «Калашников» выходит на экраны в эти дни — спустя три месяца после 100-летнего юбилея оружейного гения.

Фильм шел к экрану непросто. Идеологом проекта, продюсером, режиссером и автором сценария первоначально значился Сергей Бодров — старший. Напомню: это автор фильмов «СЭР», «Кавказский пленник», «Монгол», «Дочь якудзы» — словом, наш человек в Голливуде, дважды номинант на премию «Оскар». Когда я узнал об этом замысле, мне сразу нарисовался в воображении фильм, нацеленный на мировой прокат, претендующий на участие в международных фестивалях, крупный по бюджету и мысли...

Потом что-то пошло не так. Сначала Бодров из режиссера стал сорежиссером — на пару с Константином Бусловым («Авантюристы», «Бабло»). А теперь в титрах готового фильма его имя в этом качестве уже не значится. Постановщиком стал Буслов, который после показа «Калашникова» журналистам признался, что ему пришлось заложить свой дом — иначе не удалось бы снять картину, на которую Минкультуры выделило лишь четверть необходимого бюджета. На финальной стадии к делу подключились концерн «Калашников» и «Ростех», благодаря чему удалось завершить ленту.

Несмотря на все эти финансовые и творческие передряги, готовый фильм выглядит вполне законченным и по-своему цельным. Но о мировом прокате, международных фестивалях придется, скорее всего, забыть. Слишком уж «советским» — по идеологии, подходу, стилистике — получился экранный «Калашников».

На исходе своей жизни Михаил Тимофеевич, искавший путь к Богу, написал покаянное письмо на имя патриарха, в котором есть и такие строки: «Моя душевная боль нестерпима, один и тот же неразрешимый вопрос: коль мой автомат лишал людей жизни, стало быть, и я, Михайло Калашников, девяноста три года от роду, сын крестьянки, христианин и православный по вере своей, повинен в смерти людей, пусть даже врага»?

И дальше: «Чем больше я живу, тем чаще этот вопрос сверлит мой мозг, тем глубже я забираюсь в своих размышлениях и догадках о том, зачем Всевышний допустил дьявольские желания у человека — зависть, жадность, агрессию, почему он поз-волил мыслям о братоубийстве и злодействе вырваться за пределы человеческого естества и стать самодостаточными, возводимыми кем-то и где-то в мораль и политический стандарт»?

Это письмо, не лишая Калашникова ореола технического гения, который, по его словам, «всю жизнь имел дело с железяками», очеловечивает образ конструктора, делает его теплее, объемнее, сложнее. Вот, казалось бы, ключ для фильма, вот полюса его эмоциональной амплитуды: душа и железо, оружие и совесть, смерть и жизнь. Но авторы фильма пошли, увы, путем создания канонического байопика о гении-самоучке, которого вознесла на вершины мировой известности советская власть.

Мы знакомимся с героем в 1941 году на поле боя под Брянском. Здесь командир танка старший сержант Калашников (Юрий Борисов) получил тяжелое ранение, его отправили в тыл. В госпитале Калашникова мучает мысль: почему фашисты с головы до ног увешаны первоклассным оружием, а советские солдаты в большинстве своем отстреливаются старыми трехлинейками Мосина? И он заболевает идеей изобрести эффективное стрелковое оружие, которого так не хватает нашим бойцам.

Собственно, сюжет фильма и представляет собой детальную реконструкцию того, как создавался Калашниковым автомат. От первых кустарных образцов пистолета-пулемета, изготовленного им с группой энтузиастов в паровозном депо на станции Матай в Казахстане, до надежного, безотказного АК-47, который в огне не горит, в воде не тонет и преимущества которого признал даже главный соперник Калашникова, выдающийся конструктор, генерал армии Василий Дегтярев (Валерий Баринов).

Параллельно с основным действием развивается роман героя со своей будущей женой Екатериной Моисеевой (Ольга Лерман), которая в качестве чертежницы помогает оформлять его идеи. О том, что у Калашникова в это время уже была семья, подрастал сын, фильм умалчивает. Как и обходит он стороной драматичную историю о том, как юный Миша Калашников, сын сосланного в Сибирь раскулаченного отца, в течение года набивая руку, подделал справку о своем происхождении, чтобы получить паспорт. Не обмани он в тот раз советскую власть, возможно, не появился бы и великий советский изобретатель оружия.

Но фильм, минуя эти и другие шероховатые обстоятельства судьбы Калашникова, равно как и драматичные коллизии в жизни страны, стремится к бравурному финалу. Главный герой получает в 1949 году за свой автомат Сталинскую премию, а затем на военном полигоне его приветствует рота солдат, вооруженных новенькими «калашами». В итоге весь фильм смотрится как добросовестная, тщательно р-азыгранная в сценах и лицах экранизация биографического очерка из «Википедии», которую в меру своего незаурядного, «нутряного» таланта старается оживить (и временами успешно) прекрасный актер Юрий Борисов.

В Ижевске, столице оружейников, где прошла премьера «Калашникова», фильм, говорят, приняли тепло. Оно и понятно. Но, честно говоря, я не очень представляю, какой аудитории адресован фильм. Поклонникам патриотического кино, которые массово пошли на фильмы «Т-34» и «28 панфиловцев»? Но «Калашников» кроме нескольких начальных сцен, в общем, лишен динамики, сюжетного напряжения, увлекательной интриги. Любителям авторского кинематографа? Но социальный фон в фильме настолько стерилен, стиль картины столь старомоден, а диалоги столь безыскусны, что вряд ли «Калашников» привлечет поклонников серьезного искусства. Боюсь, что выстрел у кинематографистов получился если не в «молоко», то уж точно и не в «десятку».

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5459
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5096
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...