Законотворчество Госдумы в сфере СМИ иногда напоминает анекдот про чукчу, который утром картошку сажает, а вечером — выкапывает. Потому что очень кушать хочется. Уже несколько принятых ГД законов, так или иначе связанных с телевидением, впоследствии были ею либо скорректированы с точностью чуть ли не до наоборот, либо отменены вовсе. Принимали-то их, не задумываясь о последствиях. На очереди еще несколько.
На дворе кризис. И это факт. Хотя, как говорят, по указке сверху констатировать его в эфире федеральных каналов категорически не рекомендуется. Так ли это на самом деле (в смысле запрета), не знаю. Но нельзя не заметить: если до Нового года высокопоставленные чиновники ЦБ и министерств экономического профиля не вылезали из ящика, то теперь их присутствие в эфире сведено к минимуму и ограничивается произнесением двух-трех невнятных фраз. Но кризис-то есть! Нам ли этого не знать! И только ленивый не процитировал на этот счет старую хохму про слово, которого нет, и обозначаемую им часть человеческого тела, которая точно есть.
Уже давно ходят разговоры об отмене закона, запрещающего рекламу в детских телепередачах. Они начались давно, еще до падения курса рубля и стоимости барреля нефти. Ряду депутатов стало понятно, что благими намерениями о нравственном воспитании подрастающего поколения пополнить съемочный бюджет довольно-таки проблематично. Программы телепередач ведущих каналов свидетельствовали: запрет привел лишь к сокращению количества детского вещания. Даже госсубсидии не спасали. А теперь, когда они, скорее всего, и вовсе сойдут на нет? И чтобы хоть как-то сохранить детское ТВ, придется-таки рекламу снова разрешить. А куда деваться-то?..
Вот-вот вернут на экраны рекламу алкоголя. Не удивлюсь, если весной телевидение вынуждено будет забыть и о вреде табака...
Но чуть подробнее мы остановимся на законе о запрете рекламы на платных каналах. Напомним, что он был скоротечно принят в марте. Его инициатором выступил депутат Игорь Зотов, председатель Российской партии пенсионеров за справедливость, не имеющий никакого отношения к медиаотрасли. Что вдруг заставило его обратиться к непрофильной теме? Оказывается, именно чувство справедливости. Ему стало невмоготу, что платные каналы получают деньги и за право их смотреть, и за рекламу, а бесплатные — только за рекламу. Никакие аргументы профессионального сообщества, пытавшегося донести до законотворцев простую мысль о том, что не все так однозначно, что многие тематические каналы сами платят операторам связи за распространение своего эфира, не подействовали.
Встал вопрос, какие каналы считать платными. Минсвязи растолковало: это те, которые не имеют лицензии на эфирное вещание хотя бы в одном регионе, а распространяются только через сети кабельных и спутниковых операторов.
Под угрозой закрытия оказались около полутора тысяч тематических каналов, в первую очередь — небольших региональных. Выжить без рекламы они не могут. Одновременно было принято ведомственное решение, практически убившее надежду на оперативное получение платными каналами какой-никакой завалящей лицензии на эфирное вещание. Рынок напрягся, некоторые телеканалы объявили о скором своем отключении. Несколько сразу прекратили существование.
Но резонным был и другой вопрос: кому все это выгодно? Просто так же законы не принимаются. И вот один из ответов: весь сыр-бор затеян ради интересов «крупняков» — федеральных каналов, почувствовавших, что рынок платного телевидения отгрызает у них все больший кусок рекламного пирога. Но вот незадача — «Первый», ВГТРК и полугосударственный «Газпром-медиа» за последние пять-шесть лет наплодили кучу своих собственных платных цифровых тематических каналов, которые так же неизбежно должны были попасть под запретную статью. И, следовательно, не смогли бы приносить прибыль, а только требовали бы деньги на развитие у своих именитых «родителей».
И вдруг — о чудо! — за день до Нового года все платные «дочки» указанных холдингов вдруг получили заветную лицензию на эфир! Причем все — на одной московской частоте с правом вещания по 3 часа в сутки! Как это так? А не важно. Лицензия есть? Есть. Значит, рекламу теперь размещать можно. Это тот самый случай, когда все равны, но кое-кто равнее. Платные каналы, не имеющие таких корней, лишь грустно вздохнули.
Но это еще не вся история. На днях с письмом в Госдуму с просьбой отменить пресловутый закон обратилась Национальная ассоциация телерадиовещателей. А в минувший понедельник о намерении добиться внесения существенных корректив в него заявил Общероссийский народный фронт. А это, как вы понимаете, уже серьезно. Только ОНФ не за тотальное разрешение рекламы на платных каналах, а только на тех из них, что показывают программы исключительно российского производства. Все правильно, поддержим отечественного производителя!
В результате крайними окажутся каналы зарубежного производства. А ведь многие зрители платят за кабельное и спутниковое ТВ только ради них. Ради программ высочайшего качества о природе, животных, науке. Да и многие российские познавательные каналы вытягивают свой художественный уровень за счет фильмов все тех же зарубежных гигантов — BBC, National Geographic и прочих.
Впрочем, наверное, и без них можно прожить, как без пармезана или норвежской семги. Только станет ли от этого жизнь интереснее и веселее?