Главная Культура 15:13 20 Декабря 2022 2605
Хиты Родиона Щедрина

В день юбилея мастера его музыку привез в Москву Валерий Гергиев

Сергей Бирюков
Песня и частушки Варвары, спетые солисткой Мариинского театра Екатериной Сергеевой, напомнили, что Щедрин – оперный драматург мирового масштаба. Фото предоставлены Московской филармонией

Московская филармония в своем главном зале, носящем имя Чайковского, отметила 90-летний юбилей классика современной русской музыки Родиона Щедрина. Сделав это самым, пожалуй, естественным и правильным образом – пригласив оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым, в чьем репертуаре сегодня – наиболее полный срез творчества выдающегося композитора.

В самой Мариинке, как рассказал Гергиев перед началом московского концерта журналистам, щедринский марафон стартовал уже десять с лишним дней назад. Отзвучали оперы «Мертвые души», «Левша»… И в юбилейный день 16 декабря сцена знаменитого петербургского театра была отдана музыке композитора. Однако сам маэстро решил отметить праздничную дату в родном городе Родиона Константиновича.

К сожалению, нынешние обстоятельства не позволили композитору, последние 30 лет живущему в Мюнхене, приехать на родину. Но программу московского концерта, сказал Валерий Абисалович, они составили вместе. И надо отдать им должное – выбрали ее снайперски, взяв из громадного массива щедринского творчества (три симфонии, 14 концертов, семь опер, пять балетов множество хоровых и камерных композиций) то, что заслуженно стало хитами и в чем ярче всего проявились главные творческие идеалы сочинителя.

Речь о хитах? Ну как обойтись без «Кармен-сюиты», самого, наверное, исполняемого в мире произведения Родиона Константиновича. Да, формально это фантазия на темы Бизе, но такой остроты слышания хрестоматийных тем, когда их смысл до предела обнажается чистотой струнных тембров, а экспрессия подхлестнута акцентами перкуссии, мог достичь только мастер конца ХХ века. Мыслящий ярко-парадоксально (чего стоит один лишь прием удаления мелодии из темы Тореадора: этому одномерному персонажу вполне достаточно маршевого ритма), он притом ничуть не теряет органической связи с классическим сюжетом и, конечно, ни на секунду не забывает о той, для кого пишет главный образ Кармен – для страстной и взрывной Майи Плисецкой, своей супруги и великой балерины, ярчайшей в танцевальном искусстве выразительницы идеи свободы. И сейчас, когда играл Гергиев, казалось, он видит перед собой танец Майи Михайловны – таким спрессованным и эмоциональным был звук оркестра.

Музыку Щедрина играют во всем мире, но Валерий Гергиев – бесспорно, ее главный энтузиаст

Ну а чем не хит – «Озорные частушки», открывшие второе отделение? Почти 60 лет сочинению – но, как говорится, «никогда не дашь»: эта партитура навсегда сохранила нам портрет композитора, каким он был в молодости – до предела реактивным, в любой момент готовым разрядить (или зарядить?) ситуацию искрометной шуткой. А какая сумасшедшая виртуозность партитуры – да не обидится Валерий Абисалович, но иногда мне казалось, что даже его артисты работают на пределе своих технических возможностей.

Зато полный комфорт и раздолье для оркестра – сюита из балета «Конек-Горбунок», только в этом году, по-моему, уже трижды звучавшая в Москве в исполнении гергиевцев. Ну так оно того стоит – это естественное, по-щедрински свежее благодаря частушечной интонации продолжение «Петрушки» Стравинского и «Шута» с «Каменным цветком» Прокофьева.

Однако пора оттенить настроения 1950–1960-х годов чем-то более поздним – и тут в исполнении приглашенного в программу московского коллектива «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича возникает «Ангел Господень» – первая часть «русской литургии» (жанровое определение Щедрина) «Запечатленный ангел». Очень нужная краска: ведь чем дольше живет Родион Константинович, тем реже пишет он быструю и лихую музыку, тем чаще обращается к образам философским и религиозным, находя опору в творчестве своего любимейшего писателя – Николая Лескова. Совершая при этом, казалось бы, несколько шагов назад, обращаясь почти что к музыкальному языку Рахманинова или даже Архангельского – но не могло быть ни у того ни у другого такой гипнотической истовости, которую расслышал в лесковских образах старообрядчества композитор рубежа тысячелетий.

На завершение программы все же решили вернуться к молодому Щедрину. Как тут не вспомнить, что его Второй фортепианный концерт освоил несколько лет назад всеобщий любимец Денис Мацуев.

Правда, по колориту это куда более колюче, чем те же «Частушки»: тогда композитор решил поэкспериментировать с додекафонией и атональностью, во всей партитуре вряд ли сыщешь хоть один консонанс, если, конечно, не считать обманчиво-благозвучного начала финала, забавно пародирующего настройку рояля (этот перебор чистых квинт, кварт и октав ни с чем не спутаешь). Но этот же фрагмент, возможно, обнажает пародийность замысла всего концерта, «объективно» отражающего современный ему звуковой мир, в котором есть и «такое», и «сякое», и «всякое»… Отдадим должное Денису – он избавился от некоторой тяжеловесности своего первого подхода к сочинению (помню исполнение 2015 года в консерватории) и сейчас вплотную приблизился к легко-суховатому блеску, с которым в 1966-м играл мировую премьеру сам Щедрин…

В легкости и блеске игры Денис Мацуев вплотную приблизился к стилю самого Щедрина, в свое время окончившего консерваторию и как пианист у прославленного Якова Флиера

Публика требует бис? Пожалуйста, из широкого рукава Мацуева выпрыгивает очередной хит – суперпопулярная «Юмореска».

Однако мне хотелось бы закончить эту заметку другим – не случайно в рассказе я пропустил один номер программы, оставив на десерт Песню и частушки Варвары из оперы «Не только любовь» в исполнении солистки Мариинского театра Екатерины Сергеевой. Тоже хит? Несомненно: редкий вокальный конкурс, где участвуют меццо-сопрано, обходится без этой вещи. Но нечасто доводится наблюдать такую человеческую и артистическую зрелость интерпретации, такое безошибочное владение сотней эмоциональных и тембровых красок, такое вживание в судьбу персонажа. Опять же вспомнились классические исполнения этой сцены Ириной Архиповой и Тамарой Синявской, у которых щедринская музыка вставала в ряд с самыми мощными женскими драмами мировой оперы – партиями Амнерис, Эболи, Кармен, Марфы, Любаши…

Счастлив театр, имеющий таких солистов, оркестр и лидера. Счастлив композитор, которому исполнители такого ранга помогают проявить его истинный масштаб.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5150
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4449
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...