Редкая виниловая пластинка группы Pink Floyd продана на интернет-платформе discogs.com почти за 14 тысяч долларов! Коллекционные экземпляры всегда стоили дорого, но такую цену за них не давали никогда. Похоже, виниловые пластинки вернулись всерьез и надолго.
Сам по себе альбом Ummagumma 1969 года хорошо известен, запись неоднократно переиздавалась на разных носителях, но здесь-то речь идет о японской промоверсии, выпущенной на красном виниле с белым «яблоком». А это исключительно редкий экземпляр. Такие посылали на радио и журналистам, а после выхода нормального тиража «промки» обычно шли в утиль. Компания EMI, издатель Pink Floyd, так и писала на этих дисках: не для продажи! Поэтому и печатали на красном виниле — чтобы сразу отличить от обычного тиража. А эта Ummagumma уцелела — и теперь бьет рекорды.
Между тем месяц назад известная фирма представила новую разработку — проигрыватель для виниловых пластинок, который подключается к колонкам не кабелями, а через Wi-Fi. Так сошлись две технологии: одной больше ста лет, а другая уже из нашего века. Так почему винил вернулся?
Полвека назад шоу-бизнес на Западе и продвинутом Востоке строился так: основные деньги артисты зарабатывали на продажах пластинок, CD, кассет, а концерты были сопутствующей деятельностью рекламного характера. В новом веке с изобретением MP3-файлов и технологии файлообмена система перевернулась: главным источником дохода стали концерты, а рекорд-бизнес похоронили уже лет 15 назад. Кому он нужен, если альбом можно записать дома и выложить куда угодно? В тысячи раз упали продажи CD и DVD. А вот виниловые пластинки растут — и в цене, и в тиражах.
Главные бестселлеры винилового рынка — это рок-легенды: The Beatles, Led Zeppelin, Queen. Все их обновленные альбомы, и без того знакомые меломанам до ноты, на виниле «улетают». Кто покупатель? Взрослые ностальгирующие мужчины с деньгами. А еще студенты, хипстеры — это для них в магазинах вроде московской книжной «Республики» на витринах скромно жмутся виниловые проигрыватели в варианте для студенческой комнаты: маленькие, за 6-8 тысяч рублей.
Известный журналист и битломан Владимир Ильинский так рассказывает про свою виниловую ориентацию: «Я человек той, виниловой эпохи. Вскрыть запечатанный диск — это особое удовольствие, ритуал! Стипендия у меня была 45 рублей, диск стоил 45-50. Каждый альбом был прорывом в новый мир: Нет, отказаться от винила ради каких-то новых источников звука — это кощунство!»
В людях живет страсть к коллекционированию чего-то более предметного, чем ощущения. И сегодня многие ходят на концерты продвинутых музыкантов не только послушать, но и купить винил. Цены — 700-1000 рублей. Такой продукт не купишь больше нигде, а память — на всю жизнь. Круто иметь дома систему класса хай-энд и коллекцию пластинок. Так раньше о человеке говорила его домашняя библиотека.
Нельзя не сказать и о качестве звука. Многие из тех, кому есть что сравнивать, так и не привыкли к «консервному» холодному звуку компакт-дисков. Реплики типа «у винила теплый ламповый звук» они воспринимают серьезно. Александр Кутиков, продюсер и бас-гитарист «Машины Времени» (которая каждый свой новый альбом издает на «тяжелом» виниле), так прокомментировал разницу: «Даже звук CD не дает полного представления о том, что же вообще писали музыканты. Только винил дает слушателю правильное понимание звука, того, который хотели создатели. Классика и джаз на виниле, если они записаны настоящими звукоинженерами, звучат потрясающе!»
В Советском Союзе было несколько заводов, печатавших виниловые пластинки. Самые крупные — в Подмосковье, Риге и Ташкенте. Латвия и Узбекистан теперь — заграница, а российский Апрелевский завод постигла обычная участь: его приватизировали и распродали под офисы. Куда делись станки «Апрелевки», неизвестно. Зато теперь российское предприятие «Ультра Продакшн» купило несколько станков в Германии и в Англии. Гендиректор фирмы «Мелодия» Карина Абрамян говорит, что с недавнего времени все тиражи печатает именно в России, на «Ультра». И уверяет, что на тестах российские тиражи показывают качество выше европейских.
Попробуйте — проверьте!