В прошлом номере «Труд» рассказал, что новый Боинг-737, пополнивший парк нашей крупнейшей авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии», назван именем Муслима Магомаева. Теперь пассажиров на борту лайнера встречают таким приветствием: «Наш самолет назван в честь выдающегося певца, народного артиста СССР Муслима Магомаева». И, конечно, с особым чувством мечтает теперь услышать эти слова Тамара Синявская, народная артистка СССР и многолетняя спутница жизни любимца публики, живущего в сердцах миллионов людей.
Считается, что эта традиция пошла от моряков. В древние времена викинги одушевляли свои суденышки и искренне верили, что у парусника или ладьи есть сердце и душа. Но кто сказал, что у современных воздушных судов ее нет?
В нашей отечественной гражданской авиации с самого начала самолетам стали присваивать имена выдающихся современников. Одна из памятных страниц в истории отечественного воздухоплавания: 17 июня 1934 года управляемый летчиком-испытателем Михаилом Громовым поднялся в воздух «Максим Горький» — восьмимоторный пассажирский самолет, на тот момент самый крупный и мощный в мире летательный аппарат. Кстати, за штурвалом этого гиганта довелось сидеть будущему знаменитому летчику и писателю Антуану Экзюпери, когда он в составе французской делегации совершил дружественный визит в СССР. Правда, история гиганта с именем пролетарского писателя на борту закончилась трагически — он разбился. Традиция присваивать имена воздушным кораблям как-то поутихла.
В военные годы советские летчики норовили дать своим истребителям имена жен и подруг, хотя это не слишком поощрялось командованием. Только спустя полвека традиция вернулась в нашу гражданскую авиацию. Как нам сообщили в пресс-службе «Аэрофлота», это случилось в начале 2004 года, когда отмечалось 100-летие со дня рождения легендарного летчика Валерия Чкалова. С тех пор решение о присвоении имен воздушным судам принимается на правлении авиакомпании.
Идея назвать один из лайнеров именем Муслима Магомаева была как нельзя кстати, ведь в этом году замечательному певцу исполнилось бы 75 лет.
Сегодня почти все лайнеры «Аэрофлота», которых в авиакомпании свыше 200, наделены собственными именами. Это известные писатели и ученые, деятели культуры, спортсмены, военачальники, космонавты и, конечно, выдающиеся авиаторы. Имена последних прежде всего присваиваются лайнерам отечественного производства.
Традиция жива и в других авиакомпаниях. Кстати, не всегда самолеты называют в честь знаменитостей — например, S7 Airlines назвали один из самолетов в честь бортпроводницы Юлии Фоминой, погибшей при захвате террористами заложников в Саудовской Аравии в 2001 году. «Ямал» присваивает имена в честь известных людей Ямало-Ненецкого автономного округа — к примеру, бывшего губернатора Юрия Неелова и советского геолога Василия Подшибякина. В Эстонии борты получают имена птиц — «Пустельга», «Варакушка», «Зимородок», причем выбирают их народным голосованием. В Испании самолеты носят имена зверей из Красной книги, в Австрии — названия городов, в Белоруссии — исторических поселений. Именуют и самолеты МЧС, там на борты наносятся имена Героев Советского Союза. Сверхзвуковые Ту-160 получили имена конструкторов и летчиков, а знаменитые дальние бомбардировщики Ту-95 — названия областных центров России.
Прямая речь
«Муслим обязательно должен летать в небесах...»
Публикация в «Труде» об аэрофлотовском лайнере «Муслим Магомаев» до глубины души взволновала Тамару Ильиничну СИНЯВСКУЮ. Когда она позвонила в редакцию, голос ее срывался:
— Вы даже не представляете себе, какой это подарок для меня! Трудно передать, какое душевное волнение вызвала во мне эта замечательная новость. Море и небо — это две стихии, которые органично соединялись в большой душе Муслима и оставили след в творчестве. Не так давно в водах Каспия появился корабль с названием «Муслим Магомаев». Морю он подарил замечательную песню «Синяя вечность». Помните? «Море, возьми меня в дальние дали, парусом алым вместе с собой»? А одной из любимых у него была песня «Огромное небо». И вот лайнер «Муслим Магомаев» взлетел... Вот и все стало на свои места — закольцевалось...
Знаете, у каждого человека мечта возникает по-разному. Года два назад мне довелось лететь самолетом «Аэрофлота», названным именем нашей великой певицы Галины Вишневской. И я тогда про себя подумала, что Муслим тоже обязательно должен летать в небесах. Как сейчас помню: взволнованная тем, что нахожусь на борту имени знаменитой коллеги и друга нашего дома, поделилась со стюардессами: «Как приятно, что в вашей авиакомпании чтут память людей, которые щедро озаряли нашу жизнь своим талантом». Не прошло и двух лет, как осуществилась моя заветная мечта. Видимо, Бог меня услышал. Услышал меня и Муслим.
Сердечно благодарю «Аэрофлот» за то, что теперь в небе появился лайнер с именем моего любимого Муслима, который, как мне кажется, занял достойнейшее место в компании гениальных музыкантов — Шаляпина, Светланова, Вишневской и Ростроповича. Счастливого вам полета!